Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 10:22, контрольная работа
Под термином «детская нервность» подразумевают и болезненные состояния, и более или менее выраженные непатологические сдвиги в характере и различные отклонения в поведении.
У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка, начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающиеся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведения
Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы [2].
Практическое задание
1. Какие мероприятия
проводятся в группе с целью
предупреждения детской
1. В группе все подготовлено к приему новых детей. Воспитателя заранее предупреждают, когда придет новенький. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Вновь поступающие дети окружены особым вниманием, лаской и заботой.
2. Если в группу поступают дети с заиканием, то воспитатели разъясняют здоровым детям, что дефект речи у их сверстников исправится, если они к ним будут хорошо относиться. Разговаривают с таким ребенком спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения приходят на помощь, не говорят при нем о его недостатке.Кроме того, с такими детьми работает логопед.
3. Проводится консультация для родителей «Профилактика детских неврозов в семье».
4. Педагоги и медицинский
персонал интересуется
5. Если в группу приходит
ребенок с эпилепсией, то в
саду и семье стараются избегать
всего того, что может вызвать
припадок: чрезмерной нагрузки
6. В приемной в родительском
уголке висит листовка с
7. Для застенчивых детей
разрабатываются игры для
8. Индивидуальное собеседование
с детьми с целью установления
количества и выраженности
9. Проведение в специально приспособленном помещении групповых игр-драматизаций для преодоления страхов у детей и коррекции отклонений в поведении и характере.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
Признаки тревожности:
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен,
скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство
стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд).
Критерии определения страха разлуки:
1. Повторяющееся чрезмерное
расстройство, печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство
о потере, о том, что взрослому может быть
плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство,
что какое-либо событие приведет его к
разлуке с семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный страх остаться одному.
6. Постоянный страх засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых
ребенок с кем-то разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: головную
боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие
страхом расставания, и в самом деле могут
заболеть, если много думают о том, что
их тревожит.)
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.
http://cito-web.yspu.org/
Список литературы
1. Гарбузов, В.И. Нервные дети [Текст]/В.И. Гарбузов. — Л.: Медицина, 1990.
2. 3. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст]/А.И. Захаров. — Л.: Медицина, 1982.
3. 4. Кабанов, А.Н. Анатомия, физиология, гигиена детей [Текст]/А.Н. Кабанов, А.Н. Чабовская.- М.: Просвещение, 1975.
4. 2. Проявление детской нервности
[Электронный ресурс]// Meduniver неврология.-
2014.- Режим доступа: http://meduniver.com/Medical/