Причины и виды нарушения речевого развития у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:32, доклад

Описание работы

Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Файлы: 1 файл

доклад по соц.педагогике.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

 

Причины и виды нарушения  речевого развития у детей

Задержка речевого развития

Если малыш в 1 год не говорит  слов, или к 2-м годам говорит  лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а  порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.

Безусловно, у ряда детей речевое  развитие лишь несколько запаздывает  и к 3-4 годам уже выравнивается  до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе  причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше  всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития.

Способы коррекции и лечения  в различных случаях существенно  отличаются. Разнообразие речевых нарушений  объясняется сложностью и многоступенчатостью  речевых механизмов.

Значительную роль в возникновении  нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее  время выявлены локусы хромосом, ответственных  за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей  причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция). 
Варианты речевых нарушений

В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых  нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называетсядислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно научить мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - детский церебральный паралич, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  • В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание не предоставляет трудности для диагностики.
  • Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.

Нельзя забывать, что речь формируется  как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Нельзя недооценивать роль речевой  функции на формирование ребенка.

Нарушение речевого развития может  приводить к целому ряду неблагоприятных  последствий.

При недостаточности речевых функций  коммуникации ребенка ограничены, снижается  количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная  сфера, в дальнейшем возможны нарушения  чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов. 
Что делать если малыш не начинает говорить

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  • Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  • Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  • Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  • Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  • При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой  и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить  регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский  сад.

По материалам статьи Анны Ливинской «Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды»

Условия для развития речи ребенка

Природные задатки человека

Все родители с огромным нетерпением  ожидают первого слова своего малыша. И это понятно - появление  речи один из важнейших показателей  нормального психического развития ребёнка. Какие же механизмы отвечают за этот уникальный дар, присущий только человеку - способность к членораздельной  осознанной речи? Является ли он врождённой способностью человеческого организма  или возникает под влиянием окружающей среды? 
Истина, как всегда, где-то посередине. Без сомнения, большую роль играют природные задатки человека, ведь речь развивается только у него, никто из животных ею не овладевает. Природа наделила человеческого детёныша уникальным строением головного мозга, определённым строением органов дыхания и гортани, развитие которых обуславливает развитие речи. Но с другой стороны, чтобы начать говорить, недостаточно просто родиться человеком. Яркое подтверждение тому - истории детей-Маугли, воспитанных дикими животными. Возможность полноценного развития речи оказалась для них безвозвратно утерянной. Таким образом, влияние окружающей среды играет огромную роль в речевом развитии. Именно оно определяет, насколько полноценно разовьётся речь и разовьётся ли вообще. 
Особая избирательность младенца

Психика новорожденного содержит интереснейшие  механизмы-предпосылки овладения  человеческой речью. Один из таких механизмов - это особая избирательность младенца к звуковой слышимой речи, которая  позволяет ему выделять и предпочитать звуки человеческого голоса все  другим звукам. Звуки речи вызывают у ребёнка сосредоточение и специфическую активность слухового и зрительного анализаторов. Другой предпосылкой является пластичность нервной системы новорожденного, отсутствие каких-либо врождённых форм поведения. Эти особенности служат основой быстрого и лёгкого усвоения любых знаний, навыков, умений, отношений.

Младенец впитывает и делает своими именно те условия, в том числе  и языковые, в которые он попал  после рождения. И, наконец, это невероятная  способность новорожденного к подражанию. Если лицо взрослого будет расположено  на расстоянии 20-30 см от глаз малыша (лучше  всего он видит именно на таком  расстоянии), то ребёнок с поразительной  точностью будет повторять все  его гримасы! Таким образом, Природа  позаботилась о том, чтоб у нового человека были все предпосылки для  освоения речи. Что же зависит от нас, родителей? Какие условия мы должны создать нашему крохе? Давайте  рассмотрим наши задачи на каждом этапе  его развития. 
Внутриутробный период

Удивительно, но речевое развитие начинается до рождения. Примерно с 6го месяца беременности ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние звуки  материнского организма, а по мере истончения стенок матки всё громче и отчётливее - звуки извне. Кроме того, мамин  голос он слышит как снаружи, так  и изнутри. Важно, чтоб его первый слуховой опыт был положительным - спокойные  и радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный и резкий шумовой фон (например, проживание вблизи аэродрома  или регулярное громкое прослушивание  тяжёлой музыки) может привести к  негативным последствиям, вплоть до врождённой глухоты. 
Первые недельки

Первые 2-3 недели после рождения ребёнок  сам не издаёт речевых звуков. Крик, которым выражаются отрицательные  эмоции - явление другого порядка. Но в то же время в этот период с огромной скоростью идёт образование  синапсов (узлов связи) мозга. Этот процесс  происходит под влиянием впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира. Решающее воздействие на мозг оказывают  самые ранние впечатления. Поэтому  нам важно насытить нервную систему  малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и запахами нашего тела, и, конечно  же, звуками нашего голоса. Воркуя над  своим новорожденным малышом, мама оказывает ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но нетрудно заметить, что внимательно  прислушивается. Поём ли мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо  всём на свете, или просто придумываем  ласковые прозвища, ребёнок всасывает, впитывает всё, как губка. 
Предречевые вокализации

Примерно с третьей недели малыш  начинает гукать и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие звуки сопровождают его взаимодействие с предметами и общение с взрослыми. Гуление же требует от крохи полной сосредоточенности - подолгу распевающий протяжные вокализации малыш кажется отстранённым; игрушка или событие, вызвавшие гуление, растворяются, исчезают для него, остаётся лишь концентрация на издаваемых звуках. Вокализации малыша разнообразны и сложны, он с упоением пользуется своим голосом и очень радуется, если родителям удаётся повторить за ним его звуки. 
Лепет

Около 5-6 месяцев возникает лепет. Это ритмичное многократное повторение слогов, удивительно напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма», «тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонемы - это звуки, которые используются в речи и существенно отличают один язык от другого). Лепет появляется абсолютно у всех детей, но у детей, глухих от рождения, лепет очень быстро угасает. Если лепет прекратился, то очень важно сразу же обратиться к врачу для исследования слуха. Также в арсенале ребёнка появляются вскрики - короткие, но исключительно насыщенные эмоционально, звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок использует для выражения радости, удивления, недовольства и других переживаний, они без труда понимаются взрослыми. 
Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть скупые на голосовые проявления. Исследованиями подтверждено, что количество предречевых вокализаций не связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без видимой причины - в момент голосовой активности ребёнка не занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с предметами - исследовательская и познавательная активность сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми - вызывание голосом на контакт, стремление ответить на обращение взрослого - поддержать «беседу». В каждой из таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш чаще всего гулит, изучая предметы - гукает, а для общения использует весь доступный ему голосовой арсенал. 
Спонтанные вокализации обычно примитивны, они служат для ребёнка упражнениями в речевом дыхании, с возрастом их количество сокращается. Предметные действия - замечательное условие для вокализаций, но, несмотря на их многочисленность в этой ситуации, они, как правило, однообразны. А вот голосовая активность в общении с взрослым - прямая дорога к членораздельной речи. Она делает ребёнка активной и заинтересованной стороной процесса общения с людьми. Ведь правильное и своевременное развитие речи невозможно без собственного говорения. 
Лепетное говорение

К концу первого года появляется т.н. лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому, ребёнок активно использует мимику и жесты и произносит целые лепетные «фразы», воспроизводя ситуацию речевого общения. «Мака-путялапапокася-на бу!», - что он хочет этим сказать? Упала игрушка или собака на улице вызвала море восторга - малыш всем хочет поделиться с нами. Он ещё не вкладывает смысла в конкретные звукосочетания, но уже стремится донести с помощью голоса определённую информацию. Таким образом, итогом предречевых вокализаций является овладение наиболее перспективными и совершенными способами общения с взрослыми людьми. 
Советы родителям

Не оставляйте без внимания голосовые  упражнения малыша. Подойдите к нему, улыбнитесь, заговорите с ним, повторяйте за ним его вокализации, приглашая  повторять их ещё и ещё. Ребёнок, даже самый маленький, очень быстро усвоит, что позвать взрослого  можно не только криком, а и призывными звуками. Достаточно скоро он научится таким образом проявлять инициативу в общении с родителями. Удовлетворение врождённой потребности общаться сообщит  ему ощущение своей нужности, ценности как субъекта взаимодействий между  людьми, а это основа его коммуникабельности в будущем. И, наконец, формируется  и закрепляется потребность в  выражении своих мыслей и переживаний  голосом. 
По-прежнему много разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему, что вы делаете с ним, чем заняты, что происходит вокруг. Обязательно проговаривайте события и ситуации, вызвавшие у малыша яркие эмоции - радость, испуг, удивление. Отвечайте на вокализации крохи развернуто, исходя из того, что он пытался сообщить. Например: «Да, мой хороший, это новый красный мячик! Да, он тебе очень нравится! Ага, он такой гладкий и круглый!» Таким образом, ребёнок постепенно учится соотносить свои впечатления и переживания с определёнными звуками речи. Кроме того, обсуждение с малышом разнообразных тем наполняет его пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным. 
Пассивная речь

Примерно с 9 месяцев ребёнок  начинает понимать отдельные слова  обращённой к нему речи. Теперь по просьбе  взрослого он может показать названный  предмет (где лампа?) или выполнить  действие (например, ладушки). Идёт интенсивное  наполнение пассивного словаря, поэтому  важно чётко и правильно называть ребёнку разнообразные предметы, действия, явления, характеристики. Возникновение  понимания - результат развития у  малыша речевого внимания, избирательности  и умения анализировать звуки  человеческого голоса. Пассивная  речь - важнейшее условие и предтеча появления первого самостоятельного слова. 
Давно известно, что функция речи тесно связана с мелкой моторикой рук. Различные упражнения руками позитивно влияют на темпы и качество речевого развития. Пока ребёнок совсем мал, можно делать ему мягкий массаж ладошек и пальчиков. Чуть позже массаж превратится в весёлую пальчиковую гимнастику. Сначала мама будет играть ладошками ребёнка - сгибать и разгибать пальчики, постукивать и щекотать ладошку, сопровождая это занятие весёлыми стихами. Народное творчество - неиссякаемый кладезь таких потешек, наши предки интуитивно чувствовали огромную пользу игр с ручками для ребёнка. Все знают популярные «ладушки», «сорока-ворона», «пальчик-пальчик, где ты был?», можно проговаривать и собственные импровизации, главное чтобы вам и ребёнку было весело! Ребёнок постарше может уже сам выполнять руками различные движения: сжимать-разжимать кулачки, загибать поочерёдно пальцы, изображать пальцами бегающие ножки, крылья бабочки и т.д. 
Хорошо развивает мелкую моторику игра с небольшими предметами - пуговицами, крупами, бобовыми, мелкими деталями игрушек. Но родители небезосновательно опасаются, что малыш может проглотить такие игрушки. Чтобы этого не произошло, можно использовать маленькие хитрости: пуговицы нанизать на крепкую нитку или леску, бусины и фасоль зашить в мешочек изтюли, из риса или гречки сварить рассыпчатую кашу и позволить малышу брать крупинки пальчиками и класть в рот. И вкусно, и очень полезно! Хорошо также для развития моторики рисование пальчиками - красками или вареньем, работа с солёным тестом (1стакан муки, полстакана соли, полстакана стакана воды, 1 ст.ложка подсолнечного масла; хранить в холодильнике в кульке или закрытой банке). 
Пускай ваши занятия с крохой всегда будут познавательными и увлекательными для него и для вас. Не забывайте проговаривать всё, что вы делаете, называть предметы, отвечать на лепет и возгласы малыша, и его первое самостоятельное слово не заставит себя ждать!

Информация о работе Причины и виды нарушения речевого развития у детей