Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:09, реферат
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала
Введение 3
1. Понятие школьной неуспеваемости 4
2. Причины неуспеваемости 5
3. Пути устранения неуспеваемости 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный
Институт психологии и педагогики
Кафедра изобразительного искусства
Причины неуспеваемости и пути их преодоления
( Реферат )
Работу выполнила:
Слинкина Анастасия Сергеевна
2 курс, гр. 29ПО126
Научный руководитель:
Терехова Нина Васильевна
Тюмень, 2013
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала
Целью данной работы является изучение понятия школьной неуспеваемости, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Актуальность предложенной темы заключается в том, что стойкие трудности усвоения учебного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Многие учащиеся испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих проблем невозможна эффективная работа по их преодолению.
1. Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.
Социальные условия - как фактор успеваемости, также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и др.
Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.
Причины неуспеваемости бывают внутренние и внешние. К причинам внутреннего плана относятся:
К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:
Большинство психологов считают, что существуют две основные и наиболее распространенные группы причин неуспеваемости школьников: физиологические и недостатки семейного воспитания. Рассмотрим более подробно эти причины.
Физиологические причины.
К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в массовых школах относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).
Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.
Недостатки семейного воспитания.
Немаловажное значение имеет и влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей.
Выяснено, что для отстающих
детей в отношении к ним
родителей важна поддержка
Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.
Неуспеваемость учащихся делится на 3 типа. Каждый тип характеризуется определенными признаками, исходя из которых можно найти пути устранения неуспеваемости.
Типология отставания в обучении:
I тип:
Характеристика учащихся:
Пути устранения:
II тип:
Характеристика учащихся:
Пути устранения:
III тип:
Характеристика учащихся:
Пути устранения:
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В данной работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость учащихся, определить причины, а также выявить пути устранения данных причин.
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
При анализе причин трудностей почти не рассматривается соответствие методик и программ обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Исследования последних лет убедительно доказывают, что несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям детей ведет к нарастающему ухудшению состояния здоровья школьников, увеличению числа учащихся, испытывающих непроходящие трудности при обучении.
Это лишь основные причины возможных психофизиологических механизмов возникновения и различных трудностей в обучении у школьников.
Понятно, что по мере возрастного развития и совершенствования механизмов организации деятельности и всех познавательных процессов будет изменяться характер школьных проблем, менее значимыми будут физиологические и психофизиологические компоненты школьных трудностей, но станут более значимыми психологические и социальные.
URL: http://www.uchmet.ru/library/
Дата обращения (22.11.2013)
URL: http://ido.tsu.ru
Дата обращения (20.11. 2013).
Дата обращения (22.11.2013)
Информация о работе Причины неуспеваемости и пути их преодоления