Причины неуспеваемости и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:09, реферат

Описание работы

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие школьной неуспеваемости 4
2. Причины неуспеваемости 5
3. Пути устранения неуспеваемости 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Файлы: 1 файл

реферат_дидактика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины неуспеваемости и пути их преодоления

( Реферат )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Слинкина Анастасия Сергеевна

2 курс, гр. 29ПО126

 

Научный руководитель:

Терехова Нина Васильевна

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

Содержание

 

Введение

 

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может  быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала

Целью данной работы является изучение понятия школьной неуспеваемости, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Актуальность предложенной темы заключается в том, что стойкие трудности усвоения учебного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.

Многие учащиеся испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих проблем невозможна эффективная  работа по их преодолению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие школьной неуспеваемости

 

Под неуспеваемостью  понимается ситуация, в которой поведение  и результаты обучения не соответствуют  воспитательным и дидактическим  требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет  слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной и экономической позиций.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы  в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение  и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными  особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Социальные условия - как фактор успеваемости, также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и др. 

Одни и те же условия  обучения и воспитания по-разному  воздействуют на детей, воспитывающихся  в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

2. Причины неуспеваемости

 

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

Причины неуспеваемости бывают внутренние и внешние. К причинам внутреннего плана относятся:

  • недостатки биологического развития детей
  • недостатки психического развития
  • недостатки воспитанности личности.

К причинам внешнего порядка  отнесены в первую очередь педагогические:

  • недостатки образования личности
  • недостатки организационно-педагогического характера (организация педпроцесса в школе, материальная база);
  • недостатки влияний внешкольной среды
  • дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, психопатологические отклонения
  • дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, психопатологические отклонения
  • слабое развитие эмоциональной сферы личности, слабое развитие воли, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей
  • недостатки в развитии моральных качеств, в отношении личности к учителю, семье и т.п.

 

Большинство психологов считают, что существуют две основные и наиболее распространенные группы причин неуспеваемости школьников: физиологические и недостатки семейного воспитания. Рассмотрим более подробно эти причины.

Физиологические причины.

К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей  в массовых школах относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Недостатки  семейного воспитания.

Немаловажное  значение имеет и влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей.

Выяснено, что для отстающих  детей в отношении к ним  родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное  отношение родителей к образованию. Родители в большинстве случаев  интересуются учением детей и  их успехами, но следят в основном за отметками.

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном  процессе могут быть вызваны несформированностью  процессов произвольной регуляции  в силу мозговых дисфункций или недостаточной  учебной мотивацией, тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

 

 

3. Пути устранения неуспеваемости

 

Неуспеваемость учащихся делится на 3 типа. Каждый тип характеризуется определенными признаками, исходя из которых можно найти пути устранения неуспеваемости.

Типология отставания в обучении:

I тип:

  • Педагогическая запущенность (когда у ребёнка отсутствует умение учиться при сохранной мотивации учения).

Характеристика учащихся:

  • Бедный запас знаний
  • Плохо развита моторика руки
  • Речевые недостатки
  • Боязнь учителей, замечаний
  • Утомляемость, вялость

Пути устранения:

  • Единство требований педагога и родителей
  • Чтение художественной литературы
  • Доверие к личности ребенка
  • Безусловное принятие ребенка
  • Ожидание завтрашней радости

 

II тип:

  • Интеллектуальная пассивность (когда отсутствует мотивация учения и ребёнок не умеет решать сложные задачи)

Характеристика учащихся:

  • Отсутствует желание учиться
  • Списывание у других
  • Низкий уровень развития памяти
  • Склонность к шаблону
  • Трудности перехода от одной деятельности к другой

Пути устранения:

  • Готовьте домашние задания не накануне следующего урока, а в день, когда его задали;
  • Осознайте, для чего требуется запомнить, поставьте цель;
  • Чем лучше поймёте, тем лучше запомните;
  • Заучивайте большой текст не сразу, а с перерывами.

 

III тип:

  • Общее отставание в учении (ребёнок не успевает по всем или многим предметам; не успевает по основным предметам; эпизодическая неуспеваемость)

 

Характеристика учащихся:

  • Непонимание материала
  • Усвоение материала с трудом
  • Неумение трудиться
  • Отсутствие познавательных и учебных процессов

 

Пути устранения:

  • Контроль за посещением школы и выполнением домашних заданий;
  • Совместная подготовка домашних заданий;
  • Планирование деятельности, введение строгого распорядка дня;
  • Систематические поручения;
  • Расширение познавательного климата семьи;
  • Поощрение за выполненную работу;
  • Привлечение внимания всех членов семьи к достижениям ребёнка в учебной деятельности.

Заключение

 

Неуспеваемость - сложное  и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В данной работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость учащихся, определить причины, а также выявить пути устранения данных причин.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как  несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

При анализе причин трудностей почти не рассматривается соответствие методик и программ обучения функциональным, возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Исследования последних  лет убедительно доказывают, что  несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям детей ведет к нарастающему ухудшению состояния здоровья школьников, увеличению числа учащихся, испытывающих непроходящие трудности при обучении.

Это лишь основные причины  возможных психофизиологических механизмов возникновения и различных трудностей в обучении у школьников.

Понятно, что по мере возрастного  развития и совершенствования механизмов организации деятельности и всех познавательных процессов будет  изменяться характер школьных проблем, менее значимыми будут физиологические и психофизиологические компоненты школьных трудностей, но станут более значимыми психологические и социальные.

 

Список использованной литературы

    1. Егорова О.В. Проблемы школьной неуспеваемости и пути её устранения: [Электронный ресурс].

URL: http://www.uchmet.ru/library/material/146717

Дата обращения (22.11.2013)

    1. Кисляк С.Д. Школьная неуспеваемость: [Электронный ресурс].

URL:  http://ido.tsu.ru

Дата обращения (20.11. 2013).

    1. Кравченко Л.С. Причины школьной неуспеваемости и пути её преодоления: [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavuch.info

Дата обращения (22.11.2013)




Информация о работе Причины неуспеваемости и пути их преодоления