Приемы организации начала уроков английского языка разных типов в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Организация начала урока является очень важной задачей в преподавании иностранного языка в средней школе. От того, насколько умело и мастерски организовано его начало, может зависеть сохранение и дальнейший интерес к изучению иностранного языка, практическое овладение языком, формирование коммуникативной компетенции. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Одним из условий, необходимых для реализации комплексной коммуникативной цели, считается методически правильно организованную структуру урока. Опыт работы организации внимания учащихся в начале урока показал эффективность постановки его конкретной задачи и сообщение плана урока.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
I. Теоретические основы планирования и организации урока английского языка
1.1 Урок иностранного языка: типы, структура и этапы организации………...4
1.2 Организация начального этапа урока иностранного языка……………….12
Заключение……………………………………………………………………....22
Библиография........................................................................................................24

Файлы: 1 файл

Реферат ЯАГ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат  
на тему: 
"Приемы организации начала уроков английского языка разных типов в средней школе" 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 
 
Введение..................................................................................................................3 
I. Теоретические основы планирования и организации урока английского языка 
1.1 Урок иностранного языка: типы, структура и этапы организации………...4 
1.2 Организация начального этапа урока иностранного языка……………….12 
Заключение……………………………………………………………………....22 
Библиография........................................................................................................24 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
   Организация начала урока является очень важной задачей в преподавании иностранного языка в средней школе. От того, насколько умело и мастерски организовано его начало, может зависеть сохранение и дальнейший интерес к изучению иностранного языка, практическое овладение языком, формирование коммуникативной компетенции. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Одним из условий, необходимых для реализации комплексной коммуникативной цели, считается методически правильно организованную структуру урока. Опыт работы организации внимания учащихся в начале урока показал эффективность постановки его конкретной задачи и сообщение плана урока. Многие преподаватели в современных школах начинают урок английского языка с фонетической или речевой зарядки. Она служит своего рода вступлением, настраивающим учеников на новый вид учебной деятельности, помогающим им психологически перестроиться.  
Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от типа урока, от темы урока, от профиля класса. Существуют разные типы уроков: урок - экскурсия, урок - спектакль, урок - дискуссия, видеоурок, урок - интервью, урок - эссе и.т.д. В зависимости от типа урока, его начало может быть разной, в виде: стиха, песни, игры, физкультзарядки, беседы, скороговорки и т.д. 
 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы планирования и организации урока

 

 
1.1 Урок иностранного  языка:  типы, структура и этапы организации.

 
   Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Проблема построения урока стала одной из ведущих в связи с поисками новых приемов и средств обучения всем школьным предметам, в том числе и иностранному языку, являясь "основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе", урок зависит от правильного взаимодействия всех элементов педпроцесса: цели, содержания, средств и приемов обучения .  
Урок иностранного языка можно определить, как структурную единицу педагогического процесса, которая за определенный отрезок времени способствует реализации конкретных задач путем выполнения заранее спланированных речевых поступков индивидуального и индивидуально- группового характера с использованием различных средств и приемов обучения. 
А. А. Миролюбов выделяет две особенности уроков иностранного языка. Первая особенность состоит в том, что целью и содержанием уроков иностранного языка является обучение речевой деятельности. Этим уроки иностранного языка отличаются от уроков всех других предметов. 
 Вторая особенность заключается в комплексном характере всей работы по обучению иностранному языку. Комплексность уроков иностранного языка вытекает не только из специфики самого содержания предмета "иностранный язык", но и из психологических закономерностей усвоения чужой речи. Прививая учащимся умения и навыки устной речи и чтения, учитель старается одновременно обеспечить им усвоение языкового материала. Все элементы языкового материала - фонетические, лексические и грамматические - взаимосвязаны во фразе, в речи. Поэтому работа над определенным аспектом языка неразрывно связана с работой над другими аспектами. Обе особенности уроков иностранного языка определяют их содержание и организацию. 
А.А.Миролюбов выделяет два типа: чисто речевой урок и речевой комбинированный урок 
К первому типу можно отнести все уроки, которые служат для развития речи на базе сформированных ранее навыков пользования языковым материалом. Иными словами, их основным содержанием является выполнение речевых упражнений. 
Комбинированные речевые уроки имеют цель формирования умений и навыков пользования определенным языковым материалом, т.е. их содержание состоит из выполнения подготовительных упражнений. Поскольку формирование этих умений и навыков может происходить в процессе речевой деятельности, такие уроки целесообразно называть комбинированными речевыми уроками .  
М.А.Данилов и Б.П.Есипов предлагают классифицировать уроки по основной дидактической цели урока и месту его в системе уроков. Они выделяют 5 типов: 
1)уроки проверки ранее усвоенного и восприятия и первичного закрепления новых знаний; 
2)уроки закрепления знаний 
3)Уроки ознакомления с новым материалом 
4)уроки закрепления умений и навыков путем упражнений 
5)уроки проверки усвоения знаний, умений и навыков  
Некоторые ученые кладут в основу классификации уроков несколько иные критерии. И.Н.Казанцев, например, выделяет уроки по способу их проведения: урок - беседа, урок - экскурсия и т.п. 
1. По  содержанию и способу проведения (Казанцев И.Н.) 
  урок с разнообразными видами занятий;  
  урок в виде лекции; урок в виде беседы; урок-экскурсия; 
  урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи; 
  урок самостоятельной работы учащихся в классе;  
  лабораторные или другие практические занятия. 
 
2. По логическому содержанию и этапам обучающей деятельности (С.В. Иванов): 
 
  вводные,  
  первичного ознакомления с материалом,  
  уроки  усвоения новых знаний, 
   уроки применения полученных знаний на практике, 
   урок закрепления, повторения и обобщения;  
   контрольный урок,  
  смешанный (комбинированный) урок. 
 
3. По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И. Махмутов): 
 
a. Уроки изучения нового учебного материала; 
b. Уроки совершенствования знаний , умений и навыков; 
c. Уроки обобщения и систематизации; 
d. Комбинированные уроки; 
e. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. 
 
4. По преобладающему компоненту урока (В.И. Журавлев): 
a. смешанные (комбинированные) 
b. специальные: 
1.урок усвоения нового материала; 
2.урок закрепления; 
 3.урок повторения; 
 4.урок контроля, проверки знаний. 
5. По дидактической цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина и др.): 
  Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний; 
  Урок закрепления знаний; 
  Урок выработки и закрепления умений и навыков; 
  Обобщающий урок; 
  Урок проверки знаний, умений  и навыков (контрольный урок). 
     6. По характеру формируемой способности выполнять действия (И.Д. Салистра). 
-урок развития первичных умений 
-урок развития навыка  
-урок развития вторичного умения  
Все выше перечисленные уроки можно разделить на: типичные (стандартные) и нестандартные уроки. 
 
Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную ( неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.* 
 Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. 
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.) 
     - Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.); 
     - Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов; 
     - Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию; 
     - Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик; 
     - Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах. 
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы): 
1. Урок - деловая игра.                
2. Урок- пресс конференция. 
3. Урок-соревнование. 
4. Урок- беседа. 
5. Урок- игра. 
6. Урок-КВН. 
7. Урок-суд. 
8. Урок-аукцион. 
9. Урок-экскурсия. 
10. Урок-семинар. 
11. Урок - театральное представление. 
12. Урок-консультация. 
13. Урок - блок-схема. 
14. Урок-лекция. 
Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. 
Е.И.Пассов предлагает выделить 3 типа уроков: 1 тип - уроки формирования речевых навыков; 2 тип - уроки совершенствования речевых навыков; 3 тип - уроки развития речевого умения. Он считает что, выделение лишь типов урока не может удовлетворить нужд учебного процесса. Существуют факторы, влияющие на построение разного типа урока, не учитывать которые невозможно. К ним относятся: 
1. Сторона речевой деятельности - грамматическая либо лексическая (следовательно, правомерны виды уроков формирования грамматических и уроков формирования лексических навыков, а на начальной ступени и уроки формирования произносительных навыков). 
2. Форма речи - монологическая либо диалогическая (следовательно, правомерны виды уроков, где ведется работа либо по развитию монологической речи, либо диалогической речи). 
3. Форма урока - отсюда такие виды уроков развития умения говорить, как киноурок, урок - экскурсия, урок - дискуссия и т.п. 
Попробуем положить в основу классификации современного урока ту, что дает в своем учебнике педагогики И.Ф.Харламов. Он выделяет 5 типов уроков: 
- комбинированный урок; 
- урок по сообщению новых знаний; 
- урок закрепления изучаемого материала; 
- урок повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала; 
- урок проверки и оценки знаний; 
По А.А.Миролюбову структура урока, т.е. этапы, на которые он членится, и их последовательность, зависит от метода обучения, стадии обучения, от особенностей цели и содержания урока. Постоянными этапами в уроках иностранного языка могут быть только некоторые, другие же варьируются в зависимости от разновидности, типа и содержания урока. Одним из таких относительно постоянных этапов урока может быть подготовка языковой среды в процессе речевой зарядки, с которой целесообразно начинать урок. К новым формам начала урока относится фонетическая зарядка, в процессе которой учащиеся слушают и повторяют звуки, звукосочетания, фразы, стишки, песенки. При таком начале урока создаются условия не только для его сочетания с подготовкой языковой среды, но одновременно и с повторением пройденного и контролем успехов учащихся. Кроме того, у них создается определенная психологическая направленность на использование языка для выражения своих и понимания чужих мыслей .  
Е.И.Пассов определяет структуру урока как закономерности, по которым организуются (в соответствии с целью) три основных инварианта и все компоненты, в которых они воплощаются. Он выявляет в структуре урока иностранного языка 3 обязательных, инвариантных компонента. С позиции ученика и учителя они будут выглядеть несколько различно. Инварианты урока с позиции учителя:  
1. Создание атмосферы иноязычного общения. 
2. Показ функционирования и использования усваиваемого материала 
3. Управление тренировкой в овладении материалом 
Инварианты урока с позиции ученика 
 1. Вхождение в атмосферу иноязычного общения 
 2. Осознание материала и способов действий с ним 
 3. Тренировка в достижении необходимого уровня владения материалом 
 Все три варианта воплощаются в уроке в разных компонентах: Создание атмосферы иноязычного общения - в речевой зарядке, речевой подготовке, установке на урок, установках в процессе работы; показ - в презентации грамматического явления (аудитивно, визуально, модельно и т.п.), в семантизации лексических единиц разными способами, в образном высказывании и т.п.; тренировка и управление ею - в условно - речевых упражнениях и соответствующих действиях учителя . 
  И.Д. Салистра определяет урок как основную форму занятия учащихся и выделяет следующий ряд компонентов урока: 1)начало урока, 2)объяснение, 3)упражнения, 4) сообщение задания, 5) конец урока. Каждый компонент включает так называемый "организационный момент". Эти организационные моменты играют в уроке важную роль, поскольку сосредоточивают внимание учащихся на  предстоящей работе, мобилизуют и дисциплинируют их, придают всему уроку четкий и организованный характер. Организационный  момент имеет и определенное воспитательное значение, приучая учащихся к аккуратности и последовательности в работе и организованному переходу от одной работы к другой .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 
   Вопрос о структуре уроков не сводится к выработке единой схемы, обязательной для всех уроков. Одни этапы урока постоянны, другие варьируются. Постоянным этапом урока может стать установка и речевая зарядка, т.е. способы введения, "погружения" в атмосферу языка. Такая подготовка состоит из различных упражнений, преимущественно устных, хотя не исключаются и письменные (например, запись на доске и в тетради даты урока, дня недели). При таком начале урока все учащиеся сразу включаются в работу. Полезно начинать урок с фонетической зарядки . 
  Суть такой организации по Гальсковой Н.Д. состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям. Следует иметь в виду, что по пути в школу или на перемене дети беседуют друг с другом, затевают дискуссии и игры. Из психологии же известно, что психические состояния обладают определенной константностью (устойчивостью). Так, под влиянием затеянной на перемене дискуссии ученик, придя на урок, может продолжать мысленно выискивать аргументы в пользу своих доводов. Равным образом он может продолжительное время находиться под впечатлением только что кончившейся или прерванной игры. С этим необходимо считаться и заботиться о том, чтобы отвлечь учащихся от только что полученных впечатлений, организовать их внимание и создать необходимую настроенность к учебной работе .  
         Для этого обычно используются следующие приемы а) войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и лишь затем поздороваться с ними б) можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка и тишины в), иногда полезно напомнить учащимся о каком-то примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем, чтобы отвлечь их от только что полученных впечатлений и настроить на работу г) можно использовать и такой прием, когда учитель с целью наведения в классе надлежащего порядка предлагает учащимся обратить внимание на свою посадку и занять правильное положение или же приготовить необходимые для предстоящей работы пособия или тетради и т.д. Во всех этих случаях успех дела решает собранность и высокие волевые качества учителя, его стремление к порядку и дисциплине. Вместе с тем большое значение имеет доброжелательное отношение учителя к учащимся, его умение проявлять к ним чуткость и педагогический такт.  
Нужно учитывать, что если учитель неосторожным замечанием расстроит ученика в начале урока, он может возбудить у последнего неприятные переживания и создать негативное отношение к занятиям. Перед началом занятий учителю нужно также предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать учащихся от работы и рассеивать их внимание. Не рекомендуется, в частности, заранее выставлять на столе учебно-наглядные пособия, вывешивать таблицы, схемы и картины. Их нужно показывать только непосредственно перед демонстрацией или же закрывать специальной ширмочкой.  
          Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. Помимо названных выше приемов это достигается также благодаря бодрому и уверенному тону приветствия учителя, его внешней собранности, энергии и четкости даваемых указаний. 
После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом. 
          И.Д.Салистра рассматривает начало урока как важный компонент, от которого во многом зависит весь ход урока, а следовательно, и его результаты. 
 Проводя начало урока, преподаватель решает две задачи. 
 Первая задача заключается в том, чтобы организовать урок, подготовить учащихся к активному участию в уроке и заблаговременно предотвратить, насколько это окажется возможным, всякие недоразумения, способные создать перебои в уроке. 
 Вторая задача состоит в том, чтобы ввести учащихся в атмосферу иностранной речи и тем самым облегчить им участие в уроке. 
 Соответственно этим задачам начало урока состоит из следующих моментов:- Обмен приветствиями между преподавателем и группой. 
                  - Беседа с группой. Эта беседа включает в себя данные о количестве и фамилиях отсутствующих на уроке и причинах отсутствия; о том, какое домашнее задание имела группа и выполнено ли оно всеми, а также данные о дате, погоде и др. Как видно из сказанного, эта беседа не только содержит в себе нужную для организации урока информацию, но и служит для развития устной речи на иностранном языке и для создания иностранном речевой среды на уроке. 
 Содержание беседы, а вместе с ним и языковой материал, привлекаемый к беседе, постепенно расширяются. 
 Важно, чтобы  эта беседа не носила нарочитого характера. У учащихся должно создаться убеждение, что она действительно нужна для дела, а сам разговор - вопросы преподавателя и ответы учащихся - должен возбуждать интерес студентов и протекать в атмосфере естественного обмена мыслями. 
 Беседа в начале урока ведется целиком на иностранном языке . 
Е.И.Пассов предлагает начать урок с чего угодно, лишь бы начало урока выполняло свою главную функцию; вводило учеников  в атмосферу иноязычного общения. Он считает, что из урока в урок, из класса в класс появление учителя сопровождается одним и тем же: 
- Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кто отсутствует? 
Е.И.Пассов рассматривает такой вид начала урока скучным, и как должно быть надоедает ученикам. Результат же подобного начала урока - абсолютное безразличие, "глухота" детей к тому, что говорит учитель. 
Некоторые учителя считают, что вообще незачем тратить время на "разговоры" в начале урока. Они начинают сразу с темы урока. Такое начало, возможно, но речевого контакта с его помощью невозможно установить. Он приводит несколько речевых зарядок. 
1) - Здравствуйте ребята! Скажите, вы смотрели фильм? Кто из вас смотрел? Чудесный фильм, правда? Я посмотрела его вчера и была потрясена игрой+ 
2) - Здравствуйте, ребята! Прошлый раз мы беседовали о хобби. Как по- вашему, человек должен иметь хобби или нет? Обычно каждый человек чем - то интересуется+ 
3) - Здравствуйте! Ребята, вы любите путешествовать? я тоже. К сожалению, я не могу побывать всюду, где хочется. Но зато есть такая передача,+Вы смотрите ее? Нравится?... Да, она часто бывает очень интересной. А давайте сейчас совершим путешествие куда - нибудь. 
Е.И.Пассов считает, что такое начало урока требует предельной естественности в поведении учителя, свободного владении языком, умения говорить простыми фразами, доходчиво. Ученики будут ждать начала урока, предвкушая, что-то интересное, они будут ждать общения с учителем . 
          Некоторые учителя предлагают начать урок иностранного языка сразу же с физкультзарядки. И.В.Герасименко считает, что одной из основных проблем на уроке в коррекционных классах является быстрая потеря или отсутствие внимания у детей. Чтобы удержать интерес детей к происходящему на уроке, надо сделать его, прежде всего привлекательным для них. Урок в младших классах можно начинать с такой разминки, вызвав к доске сразу всех ребят. Дети выходят к доске, становятся в круги, поочередно здороваясь за руку с соседом по кругу, вместе с учителем, произносят слова песенки, сопровождая их соответствующими движениями. Такое начало урока поднимает настроение, ненавязчиво вводит в языковую атмосферу . 
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Одним из условий, необходимых для реализации комплексной коммуникативной цели, считается методически правильно организованную структуру урока. 
Конечно, каждый этап урока по-своему важен и необходим, но начальный этап урока играет особую мобилизующую роль.  Детям необходима разминка для того, чтобы настроиться на определенный вид деятельности. А поскольку на уроках иностранного языка основная деятельность - речевая, то начало урока при любом его названии: 
-"Вход в урок",  
-"Речевая зарядка", 
-"Фонетическая зарядка",  
-"Речевая разминка", 
-"Организационно-психологический момент" 
-"Разогревающая активность"- имеют одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке .  
От того, насколько умело и мастерски организовано его начало, может зависеть сохранение и дальнейший интерес к изучению иностранного языка. Опыт работы организации внимания учащихся в начале урока показал эффективность постановки его конкретной задачи и сообщение плана урока.  
В своей практике стремимся к тому, чтобы придавать формулировке задачи большую конкретность. Например: "Мы узнаем, как вежливо обратиться друг к другу за столом". Учитывая возрастные особенности учащихся, ставим задачу, соответствующую их подготовке: " Сегодня мы поиграем в ролевую игру в образах зверей". Задачи, связанные с изучением языкового материала, в начале урока не сообщаем. Работу над усвоением грамматических форм и лексических единиц строим в песенно-игровых ситуациях . 
Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости  от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока. 
Организационный момент или начало урока включает элементы речевой зарядки, фонетической зарядки. 
Организационный момент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место, с одной стороны, с другой включает приветствие, короткую беседу на иностранном языке с учащимися на элементарном уровне, а  затем с постепенным усложнением и варьированием. Это позволяет учащимся без затруднений перейти от среды русского языка в среду иностранного языка. 
В методике иностранного языка начало урока называют a warming-up activity. 
В речевой зарядке важно отразить тематический материал, над которым велась или ведется работа, например: моя семья, мой дом, времена года и др. или включать вопросы, мини - проблемы, связанные с событиями в жизни ребенка, школы, страны, праздниками или различные  целенаправленные коммуникативные задания.  
Это способствует развитию неподготовленной речи, побуждает интерес учащихся. Учитель должен варьировать свои вопросы, высказывания, внося каждый раз разнообразие и соотнося их с реальной ситуацией. 
На начальном этапе уделяется большое внимание формированию фонематического слуха и произносительных навыков, поэтому эта сторона деятельности учащихся должна быть постоянно в поле зрения учителя. Специальный элемент урока - фонетическая зарядка - позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путем отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях, предложениях, рифмовках, считалках и др. Не только в хоровом проговаривании, но и в индивидуальном. Это помогает учителю выделить тех учащихся, которые нуждаются во внимании с его стороны. 
Материал для фонетической зарядки конкретизируется учителем в зависимости от тех трудностей, которые встречают учащиеся группы.  
Организуя начало урока, решаем две основные задачи: 
- готовим учащихся к активному участию в уроке; 
- вводим их в атмосферу иностранного языка. 
В начале урока проводим обмен приветствиями между учителями классом. 
Один из вариантов приветствий разучиваем на первом уроке иностранного языка, а в дальнейшем к нему добавляем и другие. 
В беседу с классом, проводимую в начале урока, включаем нужную для его организации информацию (кто дежурный, отсутствующие на уроке, причины отсутствия, число, день недели). 
  Содержание беседы и языковой материал расширяются от урока к уроку, что помогает развитию устной речи на иностранном языке. Подобная беседа не носит нарочитого характера, а пробуждает интерес учеников . 
Атмосфера общения, созданная в начале урока, должна поддерживаться в течение всего урока. При этом важная роль отводится установкам. Установки - это такие действия преподавателя, которые связаны с побуждением к учению, с инструкциями, организацией, контролем и оценкой работы во время урока. Установки должны носить коммуникативный характер. 
Целесообразна такая последовательность этапов работы на уроке: введение в "атмосферу" языка; объяснение нового материала и учебные действия с ним; упражнения на закрепление и активизацию нового материала; объяснение и запись домашнего задания; подведение итогов урока; оценка работы на уроке каждого учащегося. 
В процессе фонетической зарядки учащиеся слушают и повторяют звуки, звукосочетания, фразы, стишки, песенки. При таком начале урока создаются условия не только для его сочетания с подготовкой языковой среды, но одновременно и с повторением пройденного и контролем успехов учащихся. Кроме того, у них создается определенная психологическая направленность на использование языка для выражения своих и понимания чужих мыслей .  
Фонетическая зарядка, выполняемая почти на каждом уроке в течение всего курса обучения иностранному языку, представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению. Определенный звук (из объективно трудных или тех, что плохо усвоены данной группой учащихся) должен стать предметом произвольного внимания. Задания формулируются следующим образом: "Повторите за мной/ диктором слова, обращая внимание на звук …". Не следует связывать с фонетической зарядкой несколько целей, как это часто бывает на практике, когда учитель включает в фонетическую зарядку для повторения грамматические и лексические явление. 
Внимание учащихся рассеивается, и это сказывается на том, насколько тщательно отрабатывается фонетическая сторона. Несомненно, лексико-грамматический материал, так или иначе, включается в фонетическую зарядку, но акцент должен делаться на фонетическую сторону. Например, "Давайте вспомним название цветов, обращая внимание на произношение слов" . 
Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в постоянном репродуцировании. Обычно фонетическая зарядка строится поэтапно: от более мелких единиц 
(собственного предмета тренировки) к более крупным, где они предстают в разнообразных сочетаниях. 
Например, в английском языке: [w]   what, water, wind, why, а далее рифмовка: 
Why do you cry, Willy; 
Важным является выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке и. Как следствие, в некотором роде предупреждая интерференцию. Например, учитель предлагает: "Сегодня у нас дискуссия на тему "Environmental problems". Потренируемся сначала в произнесении слов, обозначающих профессию. Обратим внимание на долготу и краткость гласных, а также на ударение в сложных словах". В этом случае целесообразно сгруппировать слова на основе данного признака . 
М.В. Ляховицкий считает, что формированию фонетических навыков учащихся и должна служить планомерно и систематически выполняемая на каждом уроке фонетическая зарядка. Место фонетической зарядке отводилось в традиционной отечественной методике в самом начале урока, сразу же за организационным моментом и речевой зарядкой, либо перед ней. На самом деле, данное положение оправдано, поскольку фонетическая зарядка призвана настраивать речевой аппарат учащихся на произносительную систему чужого языка, его артикуляционный базис, и лучше это делать в самом начале учебного занятия. Следует все же уточнить, что фонетическая зарядка должна находить свое место в структуре урока сообразно с логикой его проведения и не выпадать из его общей тематической, методической и дидактической канвы. Поэтому на начальном этапе обучения в структуре урока могут иметь место столько фонетических зарядок и упражнений, сколько это требуется для выполнения задач конкретного урока, а их расположение и последовательность  согласуются с логикой развития сюжетной линии учебного занятия . 
Виды фонетической зарядки определяются объектом формирования произносительного навыка: формируется ли на данном этапе произносительные навыки отдельного звука, отдельных лексических единиц, фразовых единств, различных типов предложений по цели коммуникативного высказывания или комплексного формирования фонетических навыков на основе цельного текста. 
Однако подведение новых слов под соответствующее правило само собой не происходит. Надо, поэтому, привлечь внимание учащихся к их произношению одним из следующих способов: произнеся слово, задать наводящий вопрос относительно его фонетической особенности ("Куда падает ударение в сложных словах и. следовательно, в этом слове?") или предложить учащимся припомнить и привести уже известные им слова с аналогичными произносительными особенностями. Также отрабатывается произносительная сторона грамматических форм и конструкций .  
В.И.Кувшинов считает, что регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет: 
- повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой и т.д. 
- закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще не достаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником; 
- лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них. Один из важнейших способов повышения эффективности урока - усиление его коммуникативной и познавательной направленности. Путь к этой цели - непосредственное практическое пользование языком. Некоторые методисты стараются ориентировать учащихся при выполнении упражнений не на проговаривание, а на говорение, когда у говорящего есть определенная речевая задача. Очень важным фактором в этом плане служит мобилизующее начало урока - речевая зарядка. Она является одним из важных средств развития инициативной речи учащихся .  
 
  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение 
    Мы рассмотрели типы, структуру урока иностранного языка, а также приемы организации начала урока. Исходя из научно- теоретического анализа, можно сделать следующие выводы: 
- уроки иностранного языка могут варьироваться:

1) по содержанию и  способу проведения;

2) по логическому содержанию  и этапам обучающей деятельности;

3) по цели организации  изучаемого материала и уровню  обученности учащихся;

4) по преобладающему  компоненту урока; 

5) по дидактической  цели;

6) по характеру формируемой  способности выполнять действия. 
- вопрос о структуре уроков не сводится к выработке единой схемы, обязательной для всех уроков. Одни этапы урока постоянны, другие варьируются. Постоянным этапом урока может стать установка и речевая зарядка, т.е. способы введения, "погружения" в атмосферу языка 
- от того, насколько умело и мастерски организовано начало урока, может зависеть сохранение и дальнейший интерес к изучению иностранного языка, практическое овладение языком, формирование коммуникативной компетенции. 
- Проводя начало урока, преподаватель решает две задачи:

1) подготовить учащихся  к активному участию в уроке  и заблаговременно предотвратить  недоразумения, способные создать  перебои в уроке;

2) ввести учащихся  в атмосферу иностранной речи  и тем самым облегчить им  участие в уроке.  
- Один из важнейших способов повышения эффективности урока - усиление его коммуникативной и познавательной направленности. Очень важным фактором в этом плане служит мобилизующее начало урока - фонетическая и  речевая зарядки. Она является одним из важных средств развития инициативной речи учащихся.  
- уроки иностранного языка могут быть традиционными и нетрадиционными. Нетрадиционные виды уроков: урок-игра, урок- экскурсия, киноурок и т.д. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д.Гальскова.-М. : Форум, 2000 . 
 
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам/ Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез.-М. : Академа, 2004.

 

3. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в средней школе/ Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина .-М.: Просвещение, 1988 . 
 
4. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам/ И.Д.Салистра .-М.: Высшая школа, 1966 .

 

5. Муталибов А.Ш. Организация начала урока английского языка (V-VII классы)// Иностранные языки в школе . - 2005 .

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Приемы организации начала уроков английского языка разных типов в средней школе