Применение существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.
Цель исследования: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Российское законодательство о формах воспитания детей 5
1. Усыновление (удочерение) детей 6
2. Опека и попечительство над детьми 10
3. Приемная семья 12
Глава 2. Применение существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 16
1. Документы, необходимые для осуществления опеки, усыновления, создания приемной семьи 16
2. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 20
Заключение 29
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

семейноеi 25.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

Список использованных источников и литературы

 

Введение 

 

В постсоветский период в Российской Федерации постоянно  увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующая система  устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.

Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских  домов, приемников-распределителей, с  одной стороны, подталкивает государство  к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Россия в настоящее  время занимает первое место в  мире по плотности сиротства. Большая  доля детей-сирот воспитывается  в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.

Цель исследования: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

13 июня 1990 года  СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.

Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших  этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники, которые признают и (или) разрешают  существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось  только компетентными властями, которые  определяют в соответствии с применимыми  законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной  информации, что усыновление допустимо  ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что  усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка  в другой стране применялись такие  же гарантии и нормы, которые применяются  в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают  все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;

д) содействуют  в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.1

Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г., рассматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Усыновление (удочерение) детей

 

Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.2

Из этого  следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

    • установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя,
    • прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев  и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда  такое усыновление в силу тех или иных причин  отвечает интересам детей.

Усыновление  детей иностранными гражданами или  лицами без  гражданства допускается лишь в тех случаях, если не  представляется возможным передать  этих детей на воспитание  в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места  жительства этих родственников.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить  ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским  процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются  судом с обязательным участием  самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Судебный порядок усыновления  в наибольшей  степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Для установления усыновления  ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Права и обязанности  усыновителя  и усыновленного ребенка  возникают  со дня  вступления в законную силу решения суда  об установлении усыновления.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в  порядке, установленном для государственной  регистрации актов гражданского состояния.

Лица, имеющие право быть усыновителями:3

    1. Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • супругов, один из которых признан судом  недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом  в родительских правах;
    • лиц, отстраненных от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение  возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если  усыновление отменено судом по их вине;
    • лиц, которые  по состоянию здоровья  не могут осуществлять  родительские права, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996. (см. Приложение 1);
    • лица, которые на момент  установления  усыновления не имеют дохода, обеспечивающего  усыновляемому  ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
    • лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
    • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленного преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие  между собой в браке, не могут  совместно усыновить  одного и  того же ребенка.

Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.

При наличии  нескольких лиц, желающих усыновить  одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.

Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование  детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.

В ст. 146 Семейного  кодекса предусматривается, что  опекунами могут назначаться  только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна  

Не назначаются  опекунами лица:

    • лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах,
    • отстраненные от выполнения обязанностей опекунов,
    • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине,
    • лица, больные  хроническим алкоголизмом или наркоманией,
    • лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности опекунов/попечителей, согласно Постановления правительства РФ № 542 от 01.05.1996 (см. Приложение 1).

Детям, которые  находятся на полном государственном  попечении и воспитываются в  специализированных учреждениях (детских  домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.

Дети, находящихся  под опекой/попечительством имеют  следующие права:

    • воспитание в семье опекуна, совместное с ним проживание,
    • обеспечение для него условий содержания, воспитания, образования,
    • получение причитающихся алиментов, пенсий, пособий,
    • сохранение за ним права собственности на жилое помещение, а при его отсутствии – на получение жилья,
    • защита от злоупотребления опекуна.

Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:

  • воспитания ребенка, заботы о здоровье, физическом, психическом и духовном развитии ребенка,
  • на самостоятельное определении способов воспитания ребенка,
  • на выбор образовательного учреждения для ребенка,
  • опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его кровными родителями и другими родственниками, если эти отношения не наносят вред ребенку.

Контроль  за условиями содержания, воспитания и  образования детей, находящихся  в воспитательных учреждениях, осуществляется  органами опеки и попечительства. Формы такого контроля законом прямо не определены.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и  попечительства.

В целях последующего жизнеустройства при выпуске  воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь.

 

 

 

 

 

 

  1. Приемная семья

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного  воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного  кодекса.

Приемная семья –  форма устройства детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения  родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание  в семью между  органом опеки  и попечительства  и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка  заключается между органами опеки  и попечительства и приемными  родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка  на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда  приемных родителей устанавливается  каждым субъектом РФ. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме  по приходу и расходу  денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Информация о работе Применение существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей