Принцип свободного воспитания в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.
Рубеж XIX-XX в.в. стал временем своеобразной научной революции в педагогике, положившей начало формированию научно-педагогических парадигм, определивших характер образования в развитых странах на протяжении всего столетия.

Файлы: 1 файл

«Принцип свободного воспи.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Хотя методика воспитательной работы в этом народном детском саду основывалась на теории “свободного  воспитания”, все же у работавших там воспитателей были некоторые достижения в организации и проведении прогулок-экскурсий с детьми (ближние и дальние), детского конструктивного труда с использованием бросового материала, в организации уголка природы, библиотеки и др. Ценным начинанием было и проведение с родителями бесед о здоровье и воспитании детей. Раз в неделю устраивали вечерние собрания детей, перешедших в школу; на них дети занимались рисованием, ручным трудом, пели, играли. Школьники помогали воспитательницам в организации жизни детского сада; особенно при выездах в колонию.

После Великой Октябрьской  социалистической революции этот народный детский сад с тем же педагогическим персоналом перешел в ведение  Московского городского отдела народного  образования. Сотрудники его в первые годы Советской власти не могли до конца освободиться от антинаучных установок теории “свободного воспитания и пропагандировали ее среди дошкольных работников.

Идея “свободного  воспитания осуществлялась также посредством  организации так называемых “творческих детских садов”, имевших целью “создание из ребенка активной творческой личности”. Такой детский сад в 1913 г. был открыт в помещении Московского учительского дома.

Большевистская печать подвергла острой критике школы, созданные на основе теории “свободного воспитания”, указала, что у учащихся этих школ развивался. крайний индивидуализм, поверхностность суждений и отсутствие принципов. «Не в таких школах найдет удовлетворение юношество и не такие школы могут подготовить истинных граждан».

 
    Итак, идея свободного воспитания  личности, являющаяся содержательным  стержнем современных альтернатив,  приобретает в творчестве разных  мыслителей новые грани. Сегодня, идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как к самоценности, детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:  

 

  1. Королев Ф. Ф. «К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания» (1857-1947), СП, 1964, № 4.
  2. М и х а и л о в а М. В. « Дом свободного ребенка», СП, 1983, № 4.
  3. Гребнев В.П., Заметки по истории педагогики, М., 2004.

 


Информация о работе Принцип свободного воспитания в истории педагогики