Принципы наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть теоретические основы принципа наглядности и показать примеры применения его в обучении детей с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: Принцип наглядности, как один из методов обучения.

Предмет исследования: Средства наглядности и способы реализации принципа в обучении детей с нарушениями интеллекта.

Содержание работы

Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3

I. Использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта

1.1. Принцип наглядности -------------------------------------------------------- 4
1.2 Реализация принципа наглядности во вспомогательной школе ----- 8
1.3. Примеры реализации принципа наглядности в обучении детей с
нарушениями интеллекта ---------------------------------------------------- 11

Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 14

Список литературы --------------------------------------------------------------------- 15

Файлы: 1 файл

выпускная работа.docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия,

с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.

 

      Учет особенностей умственно отсталых школьников при реализации принципа наглядности заключается также в том, что наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором.

      Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий. Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.

      На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность - во внутреннюю деятельность сознания.

      В этот переходный период предметные образцы по-прежнему используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применение такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов.

      Таким образом, реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по следующим этапам:

  • Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
  • Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия.
  • Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

      Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала и, в конечном счете, развитию абстрактного мышления у умственно отсталых школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Примеры реализации принципа наглядности в обучении детей

с  нарушениями интеллекта

      Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Принцип наглядности - один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) школе, значение которого не снижается при изучении различных школьных дисциплин, как с младшими, так и со старшими учениками.

      Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) школы не устраняется полностью.

      Принцип наглядности широко применяется при обучении труду. Когда ученику дается вещь и требуется сделать ее копию, это и есть наглядность в ее наиболее простой форме. Сложнее, когда надо изменить масштаб. Еще сложнее, когда меняются пропорции. Дальше вещь изготовляется по готовому образцу, затем по представлению (по памяти). Выполнение поделки по техническому рисунку и чертежу — это уже более сложные формы наглядности, которыми специальная школа пользуется лишь на старших годах обучения.

      Для эффективного достижения цели необходимо:

   во-первых, многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием;

   во-вторых, усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения, наличие начальных знаний, которые и будут моделироваться в графическом и вербальном видах.

      Наглядный материал может использовать не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а так же повышения уровня учебной мотивации. Этому способствует опора на материал учебника; применение наглядности на всех этапах работы над понятием; создание условий для разнообразного применения наглядности.

      У детей с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.

      Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.

      Гибкость мыслительных процессов у данных детей развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.

      Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

      Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

      В основу реализации принципа наглядности в специальной школе положены общие правила, однако в частностях применение их отличается определенным своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Предметная наглядность применяется также для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников.

      Таким образом, реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по этапам:

  • обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи;
  • обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
  • использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Использование  наглядных средств - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

       Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

      Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

      Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В основу реализации принципа наглядности в обучении детей с нарушениями интеллекта положены эти общие правила, однако в частностях применение их отличается определенным своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время.

      Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность - во внутреннюю деятельность сознания.

 

 Список литературы

 

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении; М.: Просвещение, 1998г.
  2. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов; М.: Школа-Пресс, 1994г.
  3. Лубовский В.И. Специальная психология; М.: Академия, 2007г.
  4. Назарова Н.М. Специальная педагогика; М.: Академия, 2008г.
  5. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида; М.: Владос, 2003г.
  6. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития; М.: Академия, 2008г.

 

 

 

 


Информация о работе Принципы наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта