Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:51, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех учёных когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу.
Введение 3
1. Научное познание и его особенности. 4
1.1. Основные особенности научного познания: 4
2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. 7
2.1. Чувственное познание 7
2.2. Восприятие 10
2.3. Рациональное познание 11
Заключение 17
Список литературы 19
“Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом иотдельным его свойством делает возможным суждение: “железо (S) электропроводно (P)”.
Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами “это”, именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как “некоторые”, “часть”, “не все” и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами “все”, “всякий”, “каждый”, “любой” (в утвердительных суждениях) или “ни один”, “никто”, “никакой” и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях
выражаются общие свойства предметов,
общие связи и отношения между
ними, включая и объективные
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит
в своем составе суждения, а сл
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания.Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное.
Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.
Заключение
Познание, понимаемое как процесс получения знаний об окружающем мире, не является прерогативой только человека. Любое живое существо, даже самое простейшее, не сможет выжить, если не приспособится к окружающей среде. Приспособление представляет собой усилия, направленные на приобретение свойств, навыков, сноровки, необходимых для того, чтобы сохраниться физически, найти свою экологическую нишу. Определяющим фактором в этом процессе выступает окружающая природная среда: климат, географическое положение, растительный и животный мир. Если живой организм не обладает необходимыми для выживания в данной конкретной среде морфологическими и физиологическими свойствами, он непременно погибнет. Приспособление обязательно предполагает получение живым организмом информации об окружающей среде. Эта информация включает в себя разнообразные сведения, необходимые для выживания: о внешней температуре, составе воздуха, наличии опасности со стороны других животных, об источниках питания и т.д. Животные, обладающие психикой, имеют более сложные механизмы, обеспечивающие обмен информацией с окружающим миром. Вполне допустимо говорить о "мышлении" многих видов млекопитающих: собак, дельфинов, обезьян и других.
Человек - не просто животное, занимающее определённое место в ряду других живых организмов, а качественно иное существо, имеющее разноплановую природу, в которой биологическая составляющая не является главной. Он делает многое из того, что делают и животные, но делает это принципиально иначе. Это относится и к познанию: у человека оно является не орудием приспособления к окружающей среде и не одним из средств, необходимых для выживания, а важнейшим компонентом человеческой деятельности, одним из проявлений его свободы. Если у животного познание имеет инстинктивный характер, имплантировано в его природу, представляет собой пассивное отражение объективной реальности, то у человека оно отличается активностью, целенаправленностью, ориентированностью на достижение истины и непосредственно связано со смысложизненными ценностями. Объектом человеческого познания является не только внешняя реальность, но и сам человек, его внутренний мир. Это означает, что познание рефлексивно по своей сущности, то есть включает в себя момент самопознания.
Познание, таким образом, можно определить как опосредованную практикой деятельность, направленную на получение знаний об интересующем человека объекте.
Знание, являющееся целью и результатом познавательной деятельности, можно определить как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей объекта. Иными словами, знание - это идеальный образ объективного мира, сложившийся в голове человека.
Список литературы