Принципы режиссуры А. Я. Таиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:58, научная работа

Описание работы

Несказанно много дал человечеству этот неповторимый, своеобразный, богатый мир поэтического театра Таирова. Гармония была во всем: сильные, безудержные страсти прекрасно уравновешивались продуманными, идеально организованными режиссерскими построениями. Красота и выразительность голосов сочетались с безусловной правдой и обязательностью каждого движения, любого жеста. Мужественная интеллектуальная сила идеально совпадала в спектаклях Таирова с образным художественным воспроизведением окружающего мира.

Файлы: 1 файл

таиров.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Китанин И.В.

 

Принципы режиссуры А.Я. Таирова

 

Александр Яковлевич Таиров, настоящий рыцарь театра, прожил свою жизнь в искусстве как истинный подвижник. Никогда и ни в чем он не искал для себя никаких выгод, не умел ни лгать, ни приспосабливаться, был честен перед собой и перед искусством. Оно было для него свято, как и для Чехова, сказавшего: «Искусства тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать…».,(1)

Несказанно много дал человечеству этот неповторимый, своеобразный, богатый мир поэтического театра Таирова. Гармония была во всем: сильные, безудержные страсти прекрасно уравновешивались продуманными, идеально организованными режиссерскими построениями. Красота и выразительность голосов сочетались с безусловной правдой и обязательностью каждого движения, любого жеста. Мужественная интеллектуальная сила идеально совпадала в спектаклях Таирова с образным художественным воспроизведением окружающего мира.

Уже ранние спектакли  Таирова несли неприятие обывательщины, тяготели к прославлению незамутненной  человеческой природы, сильной в своих естественных эмоциях и влечениях. В них утверждение красоты чувств, красоты человеческой личности, всепобеждающая сила любви, которая всегда представлялась Таирову едва ли не самым значительным и загадочным, что есть на свете. Первым спектаклем Таирова на сцене Камерного театра была драма «Сакунтала» древнеиндийского классического поэта Калидаса. Этой работой Таиров как бы заявлял о намерении Камерного театра бороться с натурализмом, с театром повседневного быта. Он отстаивал эмоциональность в театре, стремился к тому, чтобы в человеке заговорила страсть — первозданная, «первородная сила эмоции». Эти мотивы выливаются в мощный поток трагедийного и героического звучания.

Первые работы Таирова  были вступлением к монументальным и социально укрупненным спектаклям, показавшим трагедийный размах его режиссуры и принесшим его театру мировое признание. Камерный театр в пору своей зрелости все больше стремился заглянуть внутрь человека и все меньше увлекался внешней красотой, утверждая на сцене трагедию высокого эмоционального воздействия, большого стиля, острой мысли. В постановках пьес О’Нила «Косматая обезьяна». «Любовь под вязами», «Негр» действие было сосредоточенным, скупым, наполненным трагическим ритмом, с полной ясностью и четкостью прозвучавшим в легендарном шедевре Камерного театра «Оптимистическая трагедия».

Пьеса Вс. Вишневского давала материал для создания современного спектакля героического звучания, трагического накала, романтической поэзии. Размах авторского замысла, его эпичность, темперамент нашли прямой и истинно художественный отклик в режиссуре Таирова. Спектакль был обращен в будущее. Глубочайшее понимание Таировым пьесы предрешило счастливую судьбу спектакля

Одной из вершин режиссерского  мастерства Таирова, искрящейся блеском неожиданных находок и открытий, была инсценировка романа Г. Флобера «Мадам Бовари», сделанная А. Коонен. Казалось, Коонен и Таиров сумели проникнуть в самую суть души человека. Спектакль исключительно тонкого и глубокого психологизма требовал необыкновенной внутренней наполненности от всех исполнителей, владения в совершенстве виртуозной техникой. Он отстаивал правомерность существования театра, возвышающего человека над повседневностью, утверждал в актере — человека-творца. Мощная выразительность спектаклей Камерного театра базировалась на актерской выразительности. Таирову нужен был актер больших страстей, открытых чувств, актер безграничных возможностей.

Созданы им школа сценического мастерства, созданная в Камерном театре, готовила актера-виртуоза, в совершенстве владеющего внутренней и внешней техникой. Дилетантизм, равнодушие и лень Таиров ненавидел более всего. Впечатление целостности и гармонии спектаклей Камерного театра рождалось как результат единства актерской техники всей труппы.

Разнообразный, разножанровый  репертуар создавал неповторимость Камерного театра и помогал становлению  актерских дарований. Высокая трагедия, оперетта, буффонная комедия, пантомима  воспитывали мысль актера, вырабатывали эмоциональную подвижность, развивали выразительность тела. Главным и излюбленным таировским принципом было применение зрительного образа для выражения самых сокровенных, потаенных движений души человека. Поэтому так нетерпимо относился он не только к словесному косноязычию, но и к невнятности мимики и жеста.

Актеры Таирова существовали органично и правдиво в «природе чувств» каждого спектакля Камерного  театра. В спектакле «Мадам Бовари»  атмосфера была особая, ни в чем  не схожая с атмосферой, к примеру, «Оптимистической трагедии» или «Адриенны Лекуврер», и актеры совсем по-иному говорили, общались, двигались, при этом не нарушая ансамбля, присущего только им, таировским артистам.

От воспитания актера-виртуоза Таиров шел к воспитанию художника-гражданина, способного углубить сценический образ своей мыслью, знанием жизни, всесторонней культурой, индивидуальным опытом. В практике работы, в деле воспитания труппы Таиров применял другие термины, иные формулировки — он всегда шел только своим путем. Казалось, что в спектаклях Таирова каждая деталь, каждая мелочь продумана, выверена досконально — в искусстве нет мелочей, но строгость и четкость построений не лишали театр импровизационного начала.

Путь Таирова был  нелегким, как всякий путь истинного  новатора. Под ударами судьбы Таиров не изменил ни самому себе, ни искусству. Необыкновенно организованный, собранный человек, Таиров многое сделал для развития театра. Он работал неустанно, неутомимо, вся его жизнь была подчинена одному делу, одной страсти — театру. Его человеческая цельность выразилась в единстве и цельности творческой программы, в постоянной приверженности к воспеванию красоты и гармонии человека. Такой художник был необходим эпохе. Как представитель  русской режиссерской школы Таиров продолжает жить в поисках и находках современного театра.

 

 

Список используемо  литературы

 

  1. Берковский Н. Я. Таиров и Камерный театр. Литература и театр. Статьи разных лет / Н. Я. Берковский. - М.: 1969.
  2. Зноско-Боровский Е. А. Таиров / Е. А. Зноско-Боровский. - Прага.: 1925.
  3. Таиров, А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма / А.Я. Таиров. – М.: 1970.

Информация о работе Принципы режиссуры А. Я. Таиров