Приобщение детей к истокам народной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:26, реферат

Описание работы

Приобщение детей к истокам народной культуры – тема, актуальность которой на сегодняшний день очень велика. Вырастить и воспитать достойного гражданина своей страны – задача не из легких. Воспитание берет начало в семье, далее помогают педагоги. Только через нравственное воспитание, знакомство с жизнью наших предков, их многовековой культурой, обычаями, промыслами можно достичь поставленной цели.

Файлы: 1 файл

Истоки народной культуры.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)


                                                                                « Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,

- это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняться образы, в которых воплощается Родина».

             В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

     Приобщение детей к истокам народной культуры – тема, актуальность которой на сегодняшний день очень велика. Вырастить и воспитать достойного гражданина своей страны – задача не из  легких. Воспитание берет начало в семье, далее помогают педагоги. Только через нравственное воспитание, знакомство с жизнью наших предков, их многовековой культурой, обычаями, промыслами можно достичь поставленной цели. Чтобы не шагали они по земле нашей Иванами, родства не помнящими, а жили, как прадеды, в ладу и согласии с природой-матушкой, себе на радость, другим на поглядение, да и чтоб перед потомками не совестно было. «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может без основы, сердцевинка должна быть в нем».

Для этого необходимо создание в дошкольной образовательной среде единого культурологического пространства, обеспечивающего максимальное приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

- активно вводить детей в мир народной культуры путем игрового проживания в атмосфере народного быта, традиций;

Народные традиции – это нить, связывающая нас со всей  предшествующей культурой. Приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, обогащать содержание детского творчества, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций.

Народный быт и культура тоже обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, и, вероятно, поэтому так велик интерес у молодых к тому, что волновало дедов и прадедов. Поэтому нам так необходим нравственный и культурный опыт людей, которые жили до нас, а наш опыт будет необходим нашим детям.

- объединить творческие усилия педагогической и родительской общественности для создания наиболее благоприятных условий для эффективного освоения дошкольниками основ народной культуры.

Приоритетной считается задача нравственного развития, духовного совершенствования детей через русскую литературу, живопись, изучение народных промыслов.

Сказка – наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. А поэтика и мелодия языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

     Знакомство дошкольников с родной историей, с первыми защитниками Земли Русской начинается с фольклорных произведений былинного жанра.

Былина- повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. Само название «былина» показывает, что это рассказ о том, что было, что на самом деле происходило. Основная идея былин – идея защиты Святой Руси, земли отцов и дедов, богатырского подвига. Основными героями былин были богатыри – защитники Земли Русской.

Былины – нить, связывающая нас с прошлым. В.И. Вернадский утверждал что осознанность народом своего бытия, быть может, самая большая сила, которая движет жизнь.

      Многие русские художники создавали иллюстрации к былинам. Одним из самых известных был В.М. Васнецов, а самая знаменитая его картина - «Богатыри» (1898). Еще одним известным русским художником, обратившимся в своем творчестве к былинному эпосу, был И.Е. Репин. «Садко», картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины.

Н.К. Рерих – его картина «Богатыри просыпаются» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри Земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины.

     Многогранен и необъемлем мир национальной культуры:

     Гей, Веселей, собирайся, народ,

     Нынче денек развеселый нас ждет!

     Будем петь да плясать,

     Старину вспоминать!

Все дети и взрослые наряжаются  в народные костюмы – яркие сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки. Разгуливают скоморохи-потешники, веселят всех частушками, шутками и прибаутками, угощают самыми настоящими петушками на палочке, разноцветными, сладкими. Все вокруг преображается! Половички самотканые, рушники, прялки, столы с национальным русским угощением: каша «боярская», блинчики ароматные, лапша домашняя.

Из музыкальной светелки доносятся звуки гармошки. Здесь Дед Гордей и Марфуша потеху затеяли: песни поют, в игры играют! «Ходи хата, ходи хата, ходи, курица, мохната», хороводы водят, пляшут, удаль свою показывают.

Петрушка народные игры и забавы задумал: бег в мешках, перетягивание  каната,  прыганье через «костер».

Как же люди жили раньше? Необходимо давать детям знания о традиционном убранстве русской избы, правилам гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

     Человека окружают разные предметы. Одни ему щедро дарит природа, другие он делает сам. Чтобы было тепло, человек строит дом. Дом, в котором жили наши предки, назывался избой. Его строили из дерева. Чтобы работа получилась на славу, люди придумали много инструментов: лес пилили пилой, бревна рубили топором. А чтобы удобно жилось в избе, делали пол, стены, потолок, крышу; чтобы было светло – в стенах прорубали окошки; чтобы было тепло – ставили печь.

Ели за столом, сидя на лавках. Деревянные стол и лавки делали большими, чтобы поместилась вся семья. На лавках взрослые не только сидели, но и спали. Маленькие дети спали в колыбельке. Чтобы они спокойно засыпали, колыбельку качали и пели колыбельные песни.

Еда была очень простая: каша, щи… В огороде выращивали репу, морковь, капусту. В лесу собирали рябину, землянику, чернику. Готовили еду в печке (в чугунках, горшках). Чтобы не обжигать руки, пользовались ухватом. Ели деревянными ложками из мисок; пили из ковша; воду кипятили в самоварах.

Одежду и ткани люди в давние времена изготавливали сами. Ткани выделывали из растений (лен) и шерсти животных (коза, овца). Для праздников шили нарядную (праздничную) одежду, для работы _ повседневную (будничную). Женщины носили длинные рубахи, сарафаны, платки, кокошники; мужчины – рубахи и порты, подвязывали их поясом. На ногах мужчин и женщин были лапти. С давних времен женщины любили украшения: бусы, серьги, кружева. Зимой мужчины и женщины носили теплые зипуны, валенки.

Со временем в избе стали появляться новые вещи: сундук, где хранилась одежда, ткани, украшения; кровать, на которой спали; различная утварь (блюдо, ваза, чашка, кринка, ушат для воды, веник, туесок для сбора ягод, кузовок для сбора грибов. Человек старался делать эти вещи красивыми: расписывал их разными узорами, выпиливал на них фигурки, вырезал листья и цветы.

     В каждой семье был кот, который ловил мышей, убаюкивал детей своим мурлыканьем. Наши предки обязательно держали корову: она давала вкусное и полезное молоко.

     Взрослые заботились о детях, делали игрушки из дерева и тряпок, сочиняли для них сказки, песенки, пестушки, потешки.

     Взрослые работали в поле, огороде, дома: выращивали и собирали урожай, шили одежду, готовили еду, строили избы, ухаживали за домашними животными. Но и отдыхать, и веселиться любили и умели. Задолго готовились они к праздникам и весело встречали их. Когда созревала капуста, ее собирали, солили, пекли пироги, делали пельмени, варили щи – отмечали праздник «Капустки». Зимой праздновали Святки: колядовали, играли, пели песни, гадали. Прощаясь с зимой, делали соломенное чучело Масленицы, катали его на санках; пекли блины, ели их с маслом; брали снежные крепости. Играли в снежки; ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках; прощаясь с Масленицей, сжигали ее чучело на костре. Весну встречали закличками, зазывали птиц, пекли жаворонков из теста, праздновали Сороки. Весной, когда зацветала верба, отмечали Вербное воскресенье. Веточкой вербы прикасались к каждому, кому желали добра и счастья. На праздники пекли пироги, блины, квасили капусту. Мочили бруснику, клюкву, варили мед, кисель, пекли куличи, красили яйца. Играли на музыкальных инструментах (рожок. свистулька, бубен, гусли, балалайка), которые делали своими руками.

     С давних времен Россия славилась умельцами. Создавалось народное искусство в основном трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимаясь подсобными промыслами, не отрывались от сельского хозяйства. Рядом с народным творчеством сел всегда соседствовало творчество посадское – жителей маленьких городов и их слобод: самобытное кружево, некоторые виды керамики, ковроткачества, ювелирного искусства.

Хохлома – роспись изделий из дерева

Дымковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Филимоновская игрушка - промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Ка́ргопольская игру́шка. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

Абашевская игрушка-это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

Полхов-Майданская роспись. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Гжель – предметы из керамики, раскарашенные традиционным способом.

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Па́влово-поса́дские набивны́е платки́ — шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х гг.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Таким образом, знакомя наших детей с истоками народной культуры на занятиях: по ознакомлению с окружающим, развитии речи, художественной деятельности – хотелось бы верить в справедливость высказывания: «Учитель – носитель национальной культуры» и только через него ребенок способен постичь настоящие ценности своих предков, чтить и уважать их, хранить в веках, расти « настоящим», достойным гражданином своей страны.

 

 

 


План:

 

1.      Введение.

- актуальность выбранной темы «Приобщение детей к истокам народной культуры»;

- цель и задачи;

 

2.      Знакомство дошкольников с народной культурой:

Информация о работе Приобщение детей к истокам народной культуры