Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:49, доклад
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.
Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Нужны ли специальные учебные предметы, синтезирующие знания из различных областей?
Проблема интеграции в школе
В настоящее время определяющая
тенденция познавательного
Хотя и не одну сотню
лет в школе преподаются
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.
В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.
Интеграция необходима в
современной системе
В таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.
Возникает ряд проблем:
Выделяют несколько возможных м
1. Создание курса, объединяющего
несколько предметов из одной
образовательной области. При
этом удельный вес содержания
различных предметов одинаков, а
их взаимопроникновение
2. Объединение учебных
предметов из одной
3. Возможно сочетание
различных, но близких
4. Вариативная часть учебного
процесса предполагает
5. Общеобразовательное
6. Возможна интеграция, при
которой последующая тема
Интеграция может
В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.
Первый уровень – интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.
Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.
Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе реализации “горизонтальных” структур взаимосвязей учебных дисциплин. Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной, должно стать одной из главных задач школы. Это предполагает широкое обращение учителя непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.
Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся. Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относятся: наблюдение, гипотеза, эксперимент. Ориентация педагогического коллектива школы на структурирование содержания образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала, но и:
– рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;
– более четко систематизировать учебный материал;
– создать у детей представления о целостной научной картине мира.
В этой связи важным становится включение учителем в целевой блок учебных занятий содействие развитию у школьников умений и навыков использования научных методов познания.
Каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе?
Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию.
В мировой педагогике до сих пор идет дискуссия по вопросу о том, как строить учебные планы: из отдельных учебных предметов или из комплексов и проектов, в которых знания учащихся из различных наук группируются вокруг какой-нибудь области исследования.
На сегодняшний день предлагается
интегрированное построение учебного
процесса. Курс на вариативность, предусмотренный
учебным планом, не исключает движения
к интеграции, а зачастую создает
для этого благоприятные
Какие средства и формы обучения мы используем для интеграции знаний?
Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
– при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
– при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
– при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
-при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
-при демонстрации более
широкого поля проявления
-при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.