Проблема изучения детской одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:14, доклад

Описание работы

Индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Файлы: 1 файл

1. Проблема изучения детской одаренности.docx

— 14.34 Кб (Скачать файл)

I. Проблема изучения детской одаренности

Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Итак, под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, находить пути ее решения, создавая замыслы новых творческих продуктов. Таким образом, если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.

На основе данных о личности, многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии.

Итак, способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизнедеятельности у ребенка развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет важную роль в развитии способностей.

Все психические свойства, к которым, безусловно, относятся и способности, и одаренность, имеют свою нервную основу. Согласно физиологии человека, свойства нервной системы входят в состав задатков - заданных предпосылок развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями могут оказаться включенными в деятельность, в формирование способностей. Есть основание полагать, что здоровый нормальный человек от рождения обладает задатками к любой человеческой деятельности, но исходный уровень их неодинаков и определяет индивидуальный темп развития способностей.

Индивидуальные внутренние условия развития, имеющие свои врожденные предпосылки, формируются под воздействием внешних условий – в процессе взаимодействия растущего человека с миром, под влиянием обучения и воспитания в широком смысле этих слов. И сами индивидуально-природные данные развиваются, изменяются вместе с возрастным созреванием, включаясь в процессы психического развития.

Таким образом, исследователь данной проблемы Л.Выготский считает, что «одаренность» обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий. Однако при изучении феномена одаренности нельзя упускать из виду общественно-исторических изменений, как в самих видах деятельности, так и в оценке их успешности.

 


Информация о работе Проблема изучения детской одаренности