Проблема классификации педагогических ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:06, реферат

Описание работы

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе».

Содержание работы

Введение

1. Понятие о педагогических ценностях

2. Классификация педагогических ценностей

3. Проблема классификации педагогических ценностей

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ориентация личности вмиреценностей.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности (Сластенин В.А.).Здесь правомерно указать на существование и диалектику "Я - реального", "Я - ретроспективного", "Я - идеального", "Я - рефлексивного", "Я - профессионального". Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусноролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности (Сластенин В.А.).

Ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

                  

               3. Проблема классификации педагогических ценностей

 

Исследуя проблемы педагогических ценностей и их классификации И.Ф. Исаев выстраивает следующую иерархию ценностей:

•           социально-педагогические

•           профессионально-групповые

•           личностно-педагогические

Первые отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессионально-педагогических группах (школа, лицей, колледж, вуз).

Личностно-педагогические ценности – это аксиологическое «Я» учителя, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности, составляющие в своей совокупности систему ее профессионально-ценностных ориентаций.

Как видим, данная классификация, описывая порождение, существование и движение педагогических ценностей по вертикали (от общества к социальной группе и дальше к личности), достаточно полно воспроизводит их многомерность – уровни существования. Однако многосторонность ценностей остается нераскрытой. Классификация предложенная Исаевым не отражает конкретные группы и подгруппы ценностей, которые во взаимосвязи с социально-педагогическими и профессионально-групповыми, служат основанием для формирования личностно-педагогических ценностей, аксиологического «Я» учителя.

С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:

1) ценности, раскрывающие  профессиональный статус педагога;

2) ценности, показывающие  степень вовлеченности личности  в педагогическую профессию;

3) ценности, отражающие цели  педагогической деятельности.

Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей.

Е.Н. Шиянов, положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:

1) ценности, связанные с  утверждением личности в социальной  и профессиональной среде: общественная  значимость труда учителя, престижность  педагогической деятельности, признание  профессии ближайшим окружением  и т.п.;

2) ценности, удовлетворяющие  потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;

3) ценности, связанные с  развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих  способностей; приобщение к мировой  культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование;

4) ценности, позволяющие  осуществлять самореализацию: творческий  характер труда учителя, романтичность  и увлекательность педагогической  профессии;

5) ценности, связанные с  удовлетворением утилитарно-прагматических  потребностей: возможность получения  гарантированной государственной  службы, оплаты труда и длительность  отпуска и т.п.

Н.Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:

1) ценности, связанные с  условиями профессиональной деятельности:

•     «свобода» в педагогическом процессе;

•     постоянное общение с людьми;

•     подробно расписанный трудовой процесс;

•     гуманистический характер профессии;

•     постоянное самосовершенствование;

•     знание своего предмета;

•     уважение и благодарность людей;

•     творческий характер труда;

2) ценности, связанные с  личностно-мотивационной сферой  учителя:

•     наличие перспективы профессионального роста;

•     продолжение семейных традиций;

•     соответствие профессии склонностям, интересам;

•     желание быть в центре внимания людей;

3) ценности, отражающие управленческие  аспекты образовательной деятельности:

•     возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их;

•     любовь – взаимоотношение учителя и ученика;

•     возможность передать свое мастерство, знания.

                                           

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Итак, в целом, можно сказать, что изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями занимается отрасль научного познания – педагогическая аксиология. На сегодняшний день существует множество определений понятия педагогической ценности, но все они отражают в себе то, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории.

По уровню своего существования педагогические ценности классифицируют на личностные, групповые и социальные. Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, а инструментальные ценности называют ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Список литературы

1.  Асташова Н.А. Концептуальные  основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.

2.  Ананьев Б.Г. О проблемах  современного человекознания. – М., 1977. С.344.

3.  Вершловский С.Г. «Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности»: Зб. науч. тр. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 5-24.

4.  Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С.102-109.

5.  Додонов Б.И. Эмоции  как ценность. – М., 1978. С.272.

6.  Исаев И.Ф. «Теория  и практика формирование профессиональной  педагогической культуры преподавателей  высшей школы». – М., - 1993. - 219 с.

7.  Кирьякова А.В. Ориентация  личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С.37-50.

8.  Клименко И.Ф. Генезис  ценностных ориентаций, исследование  отношения к норме социального  поведения на разных этапах  социального развития человека// К проблеме формирования ценностных  ориентаций и социальной активности  личности. – М., 1992. С.3-12.

9.  Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576 с.

10.      Психология  развивающейся личности / Под ред.А.В. Петровского. – М., 1987. С.240.

Шиянов Е.И. «Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы». – М., Ставрополь, 1991.

 


Информация о работе Проблема классификации педагогических ценностей