Проблема леворукости в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 02:34, доклад

Описание работы

При наличие врожденной же леворукости в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария (например, при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого «субдоминантного» для правшей полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств.

Файлы: 1 файл

Леворукость.docx

— 19.15 Кб (Скачать файл)

  «Проблема леворукости в младшем школьном возрасте.»

 

ЛЕВОРУКОСТЬ

(англ. left-handedness) — врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Врожденная леворукость может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной леворукости бывает и скрытая. Такие люди, обладающие скрытой леворукостью, приучены с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой.  
Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой леворукости. К ним относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др.  
Функциональные признаки скрытой леворукости: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.

При наличие врожденной же леворукости в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария (например, при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого «субдоминантного» для правшей полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств.

Вынужденная леворукость обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею. 

Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.

Выбор ведущей руки у таких  левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом  подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать  псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так  называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Существует много теорий о том, что «быть левшой» затрагивает  способ человека думать. Одна теория делит  лево - и праворуких мыслителей на два  лагеря: одновременно-визуальный и  линейно-последовательный. Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя  «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью  обдумана прежде, чем перейти к  следующей мысли. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуальный  одновременный» метод, в котором  несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.

Внешними условиями для  ребенка является и среда, в которой  он развивается до рождения, и сам  процесс родов, и время после  рождения. Известно, что чем раньше происходит воздействие, тем значительнее его последствия. Именно поэтому  небольшая инфекция, которую перенесла  мать во время беременности, в ней  не оставит и следа, но возбудитель  легко может повредить мозг ребенка, у которого пока нет никаких способов защиты, кроме материнского организма.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:

· “Левши” часто отличаются от своих  сверстников затянувшимся периодом упрямства.

· Обычно - это художественно одаренные  и очень эмоциональные дети. Уже  с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят  из глины, воска или пластилина.

· У них нередки хорошие музыкальные  способности и абсолютный слух.

· Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения  в произношении некоторых звуков.

· Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

· Ребенок- левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных  чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и  гневу, настойчивость в осуществлении  желаний.

Но  в то же время специалисты подчеркивают: леворукость - индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.

Одной из проблем межполушарной асимметрии мозга человека является изучение особенностей организации и функционирования мозга правшей и левшей. К настоящему времени накоплены многочисленные свидетельства о полушарных различиях мозга правшей по ряду морфологических, биохимических и функциональных характеристик. В отношении левшей сведения неоднозначны и свидетельствуют, что асимметрия их мозга всем перечисленным показателям несходна с теми, которые характерны для правшей и проявляется в меньшей степени.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных  координации: дети плохо справляются  с задачами на срисовывание  графических изображений, особенно  их последовательности; с трудом  удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой  почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия  и зрительной памяти, трудности  при анализе пространственных  соотношений: у левшей часто  отмечается искажение формы и  пропорции фигур при графическом  изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв  при письме; оптические ошибки, смешение  на письме близких по конфигурации  букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).

3. Особая стратегия переработки  информации, аналитический стиль  познания: для левшей характерна  поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.

4. Слабость внимания, трудности переключения  и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения  учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени чтением, в  усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности).

Так же стоит отдельно отметить проблему, которая возникает в следствии переучивания левшей.  
 
Согласно данным отечественных медиков, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких сверстников. 

Переучивая  ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип  деятельности нарушаюм баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения.

Дислексия – только один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика. 


Информация о работе Проблема леворукости в младшем школьном возрасте