Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:12, реферат
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения специалистов по данной теме.
2.Провести исследования среди учащихся класса.
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.
Проблема неуспеваемости школьника
1.1 Что же такое успешность?
Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения
специалистов по данной теме.
2.Провести исследования среди учащихся
класса.
3. Работа по преодолению неуспеваемости
младшего школьника во 2 «А» классе.
1.2 Неуспеваемость
учащихся – это систематическое отставание
обучающихся в уровне усвоения содержания
образования по сравнению с предусмотренной
учебной программой и образовательными
стандартами, в результате которых дальнейшее
полноценное обучение становится невозможным.
Неуспевающие ученики плохо усваивают
школьный материал, не справляются с классными
и домашними заданиями, теряют интерес
к занятиям. Отсутствие своевременной
помощи приводит к изменениям в личности
ребенка. У школьников возникает негативное
отношение к учению и учителю. В конечном
итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют
класс, нередко бросают школу и пополняют
ряды так называемых трудных подростков.
Чтобы найти средство для преодоления
неуспеваемости - надо узнать причины
ее порождающие!
К внешним причинам относятся социальные причины:
снижение ценности образования в обществе,
нестабильность существующей образовательной
системы, а также - несовершенство организации
учебного процесса на местах (неинтересные
уроки, отсутствие индивидуального подхода,
перегрузка учащихся, пробелы в знаниях
и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное
влияние извне - улицы, семьи и т.д., так
как общество растеряло способы борьбы
с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних
причин на сегодняшний день становятся
дефекты здоровья школьников, вызванные
резким ухудшением уровня материального
благосостояния семей, также - низкое развитие
интеллекта, отсутствие мотивации учения,
и проблема слабого развития волевой сферы
у школьников.
В работах Ю.К. Бабанского в основу деления
на типы, положено два показателя: способности
ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности
(слабое развитие внимания, памяти,
мышления, несформированность
2. Высокие способности в паре с отрицательным
отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным
отношением к учению.
1.3.Индивидуальный подход в обучении.
Каждый ученик – единственный
и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных
особенностях: ощущение, восприятие, мышление,
память, воображение, интерес, способности,
темперамент, характер личности.
Отечественная педагогика стоит на иных
позициях – воспитание должно максимально
опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход создает наиболее
благоприятные возможности для развития
познавательных сил, активности, склонностей
и дарований каждого ученика. В индивидуальном
подходе особенно нуждаются «трудные»
воспитанники, малоспособные школьники,
а также дети с ярко выраженной задержкой
развития.
В
школе должен осуществляться такой
подход к человеку, который позволяет
ученику изменить отношение к учебе, раскрыться
и стать успешным.
В предлагаемой схеме прописаны условия,
изменяя которые как в самом ученике, так
и в школе, можно неуспевающего ученика
сделать успевающим. Причины неуспеваемости
(во всяком случае, психологические) –
а есть и причины психофизиологические,
связанные со здоровьем ребенка, педагогические,
связанные с предшествующим школе воспитанием
ребенка (как, например, педагогическая
запущенность), – лежат на стыке двух составляющих:
особенности ученика и особенности школы. Искать причину неуспеваемости
только в самом ребенке бессмысленно.
Например,
низкая успеваемость ребенка может быть
связана с тем, что не совпадает скорость
протекания психических процессов ученика
и учителя. И это может привести к постепенному
отставанию в учебе, превращению в двоечника.
Значит, надо учить школьников учиться:
обучать школьника операциям сравнения,
обобщения, классификации, формировать
у него общие приемы умственной деятельности.
Ученик, имеющий высокую обучаемость,
этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно
в процессе обучения. А дети, имеющие низкую
обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие»,
самостоятельно этими приемами овладеть
не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы
их учили не столько содержанию
самого предмета, сколько тому, как этим
содержанием овладеть.
1.4 Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.
Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.
1.5 Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.
В семье дети получают первые
уроки любви, понимания, доверия, веры.
Это – первый коллектив ребенка,
естественная среда ребенка, где закладываются
основы будущей личности.
Большую роль играет в развитии и становлении
учащегося семья, семейное воспитание.
Например: дети из неблагополучных семей
ходят в школу «по инерции», т.к. в школе
они встречаются со своими друзьями, общаются,
питаются в социальной столовой. Знания
для таких детей не играют ведущей роли,
отметки для них лишь способ самоутвердиться
в кругу одноклассников, доказательство
того, что они не хуже других. Выяснено,
что для отстающих детей в отношении к
ним родителей важна поддержка внимание,
ласка, для способных же главное — положительное
отношение родителей к образованию.