Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:12, реферат
Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения  специалистов по данной  теме. 
2.Провести исследования среди учащихся класса.  
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.
Проблема неуспеваемости школьника
1.1 Что же такое успешность?
Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения 
специалистов по данной  теме. 
2.Провести исследования среди учащихся 
класса.  
3. Работа по преодолению неуспеваемости 
младшего школьника во 2 «А» классе.
1.2  Неуспеваемость 
учащихся – это систематическое отставание 
обучающихся в уровне усвоения содержания 
образования по сравнению с предусмотренной 
учебной программой и образовательными 
стандартами, в результате которых дальнейшее 
полноценное обучение становится невозможным. 
Неуспевающие ученики плохо усваивают 
школьный материал, не справляются с классными 
и домашними заданиями, теряют интерес 
к занятиям. Отсутствие своевременной 
помощи приводит к изменениям в личности 
ребенка. У школьников возникает негативное 
отношение к учению и учителю. В конечном 
итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют 
класс, нередко бросают школу и пополняют 
ряды так называемых трудных подростков. 
Чтобы найти средство для преодоления 
неуспеваемости - надо узнать причины 
ее порождающие!
К внешним причинам относятся социальные причины: 
снижение ценности образования в обществе, 
нестабильность существующей образовательной 
системы, а также - несовершенство организации 
учебного процесса на местах (неинтересные 
уроки, отсутствие индивидуального подхода, 
перегрузка учащихся,  пробелы в знаниях 
и т.д.)  
Сейчас как никогда актуально отрицательное 
влияние извне - улицы, семьи и т.д., так 
как общество растеряло способы борьбы 
с ним, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних 
причин на сегодняшний день становятся 
дефекты здоровья школьников, вызванные 
резким ухудшением уровня материального 
благосостояния семей, также - низкое развитие 
интеллекта, отсутствие мотивации учения, 
и проблема слабого развития волевой сферы 
у школьников.  
В работах Ю.К. Бабанского  в основу  деления 
на типы, положено два показателя: способности 
ребенка и его отношение к учению.
Типы неуспевающих учеников:
1. Низкие способности 
(слабое развитие внимания, памяти, 
мышления, несформированность 
2. Высокие способности  в паре с отрицательным 
отношением к учению. 
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным 
отношением к учению. 
  
1.3.Индивидуальный подход в обучении.
Каждый ученик – единственный 
и неповторимый в своей индивидуальности. 
Индивидуальность выражается в индивидуальных 
особенностях: ощущение, восприятие,  мышление, 
память, воображение, интерес, способности, 
темперамент, характер личности. 
Отечественная педагогика стоит на иных 
позициях – воспитание должно максимально 
опираться на индивидуальность.  
Индивидуальный подход создает наиболее 
благоприятные возможности для развития 
познавательных сил, активности, склонностей 
и дарований каждого ученика. В индивидуальном 
подходе особенно нуждаются «трудные» 
воспитанники, малоспособные школьники, 
а также дети с ярко выраженной задержкой 
развития.
В 
школе должен осуществляться  такой 
подход к человеку, который позволяет 
ученику изменить отношение к учебе, раскрыться 
и стать успешным. 
В предлагаемой схеме прописаны условия, 
изменяя которые как в самом ученике, так 
и в школе, можно неуспевающего ученика 
сделать успевающим. Причины неуспеваемости 
(во всяком случае, психологические) – 
а есть и причины психофизиологические, 
связанные со здоровьем ребенка, педагогические, 
связанные с предшествующим школе воспитанием 
ребенка (как, например, педагогическая 
запущенность), – лежат на стыке двух составляющих: 
особенности ученика и особенности школы. Искать причину неуспеваемости 
только в самом ребенке бессмысленно.
Например, 
низкая успеваемость ребенка может быть 
связана с тем, что не совпадает скорость 
протекания психических процессов ученика 
и учителя. И это может привести к постепенному 
отставанию в учебе, превращению в двоечника.  
Значит, надо учить школьников учиться: 
обучать школьника операциям сравнения, 
обобщения, классификации, формировать 
у него общие приемы умственной деятельности.  
  Ученик, имеющий высокую обучаемость, 
этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно 
в процессе обучения. А дети, имеющие низкую 
обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие», 
самостоятельно этими приемами овладеть 
не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы 
их учили не столько содержанию 
самого предмета, сколько тому, как этим 
содержанием овладеть.
1.4 Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.
Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.
1.5 Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.
В семье дети получают первые 
уроки любви, понимания, доверия, веры. 
Это – первый коллектив ребенка, 
естественная среда ребенка, где закладываются 
основы будущей личности. 
Большую роль играет в развитии и становлении 
учащегося семья, семейное воспитание. 
Например: дети из неблагополучных семей 
ходят в школу «по инерции», т.к. в школе 
они встречаются со своими друзьями, общаются, 
питаются в социальной столовой. Знания 
для таких детей не играют ведущей роли, 
отметки для них лишь способ самоутвердиться 
в кругу одноклассников, доказательство 
того, что они не хуже других. Выяснено, 
что для отстающих детей в отношении к 
ним родителей важна поддержка внимание, 
ласка, для способных же главное — положительное 
отношение родителей к образованию.