Проблема неуспеваемости школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Найти и изучить мнения специалистов по данной теме.
2.Провести исследования среди учащихся класса.
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.

Файлы: 1 файл

Проблема неуспеваемости школьника.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Проблема неуспеваемости школьника

1.1 Что же такое успешность?

Успешность - это совокупность элементов, таких как общественное признание, хорошая семья, образование и др.

Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все школьники отличники - тема моей исследовательской работы, цель которой - выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Найти и изучить мнения  специалистов по данной  теме. 
2.Провести исследования среди учащихся класса.  
3. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника во 2 «А» классе.

1.2  Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков. 
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся,  пробелы в знаниях и т.д.)  
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.  
В работах Ю.К. Бабанского  в основу  деления на типы, положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности  (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных  умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.  
2. Высокие способности  в паре с отрицательным отношением к учению. 
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению. 
  

1.3.Индивидуальный подход в обучении.

Каждый ученик – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях: ощущение, восприятие,  мышление, память, воображение, интерес, способности, темперамент, характер личности. 
Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.  
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

В школе должен осуществляться  такой подход к человеку, который позволяет ученику изменить отношение к учебе, раскрыться и стать успешным. 
В предлагаемой схеме прописаны условия, изменяя которые как в самом ученике, так и в школе, можно неуспевающего ученика сделать успевающим. Причины неуспеваемости (во всяком случае, психологические) – а есть и причины психофизиологические, связанные со здоровьем ребенка, педагогические, связанные с предшествующим школе воспитанием ребенка (как, например, педагогическая запущенность), – лежат на стыке двух составляющих: особенности ученика и особенности школы. Искать причину неуспеваемости только в самом ребенке бессмысленно.

Например, низкая успеваемость ребенка может быть связана с тем, что не совпадает скорость протекания психических процессов ученика и учителя. И это может привести к постепенному отставанию в учебе, превращению в двоечника.  Значит, надо учить школьников учиться: обучать школьника операциям сравнения, обобщения, классификации, формировать у него общие приемы умственной деятельности.  
  Ученик, имеющий высокую обучаемость, этими приемами овладевает стихийно, самостоятельно в процессе обучения. А дети, имеющие низкую обучаемость, то есть, потенциальные «неуспевающие», самостоятельно этими приемами овладеть не могут. И как раз им-то и нужно, чтобы их учили не столько содержанию самого предмета, сколько тому, как этим содержанием овладеть.

1.4  Школьные перегрузки – проблема, способная сломать не только ребенка, но и его родителей.

Существуют нормативы  для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько  десятков лет. По этим нормативам в  первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах – 1,5-2, в старших – 3,5-4. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.

1.5 Представление о счастье каждый человек связывает с семьей.

В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это – первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности. 
Большую роль играет в развитии и становлении учащегося семья, семейное воспитание. Например: дети из неблагополучных семей ходят в школу «по инерции», т.к. в школе они встречаются со своими друзьями, общаются, питаются в социальной столовой. Знания для таких детей не играют ведущей роли, отметки для них лишь способ самоутвердиться в кругу одноклассников, доказательство того, что они не хуже других. Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образованию.


Информация о работе Проблема неуспеваемости школьников