Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:40, статья
В своей работе я предлагаю первую попытку теоретического осмысления интересующей меня проблемы взросления человека с точки зрения динамических характеристик протекания этого процесса. Взросление по своей сути процесс сложный и многофакторный, и как явление теоретическое носит междисциплинарный характер. Ученые разных направлений в качестве основных характеристик этого процесса выделяют психологическую и физиологическую зрелость, в широком спектре своих составляющих. Нельзя так же забывать о том, что взросление каждого отдельно взятого человека представляет собой кривую подъёмов и спадов возрастного развития, т. е. имеет волнообразный характер.
Проблема взросления в педагогическом контексте.
В своей работе я предлагаю первую попытку теоретического осмысления интересующей меня проблемы взросления человека с точки зрения динамических характеристик протекания этого процесса.
Взросление по своей сути процесс сложный и многофакторный, и как явление теоретическое носит междисциплинарный характер. Ученые разных направлений в качестве основных характеристик этого процесса выделяют психологическую и физиологическую зрелость, в широком спектре своих составляющих (т. е. соответствие уровня психологического и физиологического развития всем возрастным нормам, гармонично развитого человека). Нельзя так же забывать о том, что взросление каждого отдельно взятого человека представляет собой кривую подъёмов и спадов возрастного развития, т. е. имеет волнообразный характер.
Отметим, что общепринятого и однозначного определения процесса взросления не имеется. Поэтому в качестве «рабочего» определения мы используем следующее: «Взросление – непрерывный, периодичный, многофакторный процесс, связанный с переходом ребёнка из детства во взрослую жизнь, результатом которого является гармонично развитый, соответствующий всем возрастным нормам человек».
Необходимо отметить, что наибольшее влияние на ребёнка оказывает его непосредственное социальное окружение: семья и школа (учителя и сверстники). Вообще семья и школа создают ту жизненно-необходимую атмосферу, в которой растёт и развивается ребёнок, и любое изменение этой среды оказывает непосредственное влияние на динамику протекания процесса взросления. Именно по этой причине профессиональная значимость этого знания усматривается мною в необходимости управлять сложным, противоречивым процессом вхождения ребёнка во взрослую жизнь с наименьшими для него и социального окружения потерями. Естественно, что для меня как будущего педагога и классного руководителя наибольший интерес представляет рассмотрение этого явления и его управления на этапе обучения в средних и старших классах. Но любое педагогическое воздействие не должно противоречить следующим основным принципам воспитания:
- целенаправленность, общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, с трудом;
- воспитание личности в коллективе;
- опора на положительное в воспитании, сочетание требовательности и уважения;
- сочетание самодеятельности детей с руководством взрослых;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
В содержание педагогического образования, связанного с особенностями подготовки к воспитательной работе, необходимо вносить эту проблему как педагогическую.
Информация о работе Проблема взросления в педагогическом контексте