Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:17, контрольная работа
Описание работы
Цель работы: раскрыть тему «Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки». Исходя из главной цели, сформулирован ряд задач: 1. Изучить исторические аспекты проблемного обучения. 2. Охарактеризовать сущность проблемного обучения. 3. Рассмотреть проблемные ситуации как основу проблемного обучения. 4. Указать достоинства и недостатки проблемного обучения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки 1.1. Исторические аспекты проблемного обучения ……………………………4 1.2. Сущность проблемного обучения …………………………………………10 1.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения ………….......15 1.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения ……………………....19 Заключение……………………………………………………………………...21 Список использованной литературы.……………………………………….22
Проблемное обучение в меньшей мере чем
другие типы обучения применимо при формировании
практических умений и навыков; оно требует
больших затрат времени для усвоения одного
и того же объема знаний по сравнению с
другими типами обучения.
Таким
образом, объяснительно-иллюстративное
обучение не обеспечивает эффективного
развития мыслительных способностей обучающихся
потому, что базируется на закономерностях
репродуктивного мышления, а не творческой
деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на
сегодняшний день проблемное обучение
является наиболее перспективным. Дело
в том, что с развитием рыночных отношений
все структуры общества в той или иной
мере переходят с режима функционирования
(что в большей степени было характерно
для советского периода развития страны)
на режим развития. Движущей силой любого
развития является преодоление соответствующих
противоречий. А преодоление этих противоречий
всегда связано с определенными способностями,
которые в психологии принято называть
рефлексивными способностями. Они предполагают
умение адекватно оценить ситуацию, выявить
причины возникновения трудностей и проблем
в деятельности (профессиональной, личностной),
а также спланировать и осуществить специальную
деятельность по преодолению этих трудностей
(противоречий). Эти способности являются
одними из базовых для современного специалиста.
Они лекциями и рассказами не передаются.
Они «выращиваются». Значит, учебный процесс
нужно организовать таким образом, чтобы
«выращивать» эти способности у будущих
специалистов. Следовательно, учебный
процесс должен моделировать процесс
возникновения и преодоления противоречий,
но на учебном содержании. Этим требованиям,
по нашему мнению, в наибольшей степени
соответствует сегодня проблемное обучение.
Идеи проблемного обучения получили реализацию
в системах развивающего обучения.
Заключение
В данной контрольной работе была рассмотрена
тема: «Проблемное обучение:суть, достоинства и недостатки».
В результате
написания работы, на основании вышеизложенного
материала, можно сделать следующие выводы.
Проблемное обучение - это тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность
учащихся с усвоением или готовых выводов
науки, а система методов построена с учетом
целеполагания и принципа проблемности.
Проблемное обучение призвано для реализации
трёх основных целей: - Первая цель
- сформировать у учащихся необходимую
систему знаний, умений и навыков.
- Вторая цель - достигнуть высокого
уровня развития школьников, развития
способности к самообучению, самообразованию.
- Третья цель - сформировать
особый стиль умственной деятельности,
исследовательскую активность и самостоятельность
учащихся.
Достоинства: обеспечивает особый тип
мышления, глубину убеждений, прочность
усвоения знаний и творческое их применение
в практической деятельности. Кроме того,
оно способствует формированию мотивации
достижения успеха, развивает мыслительные
способности обучающихся.
Недостатки: в меньшей мере чем другие
типы обучения применимо при формировании
практических умений и навыков; оно требует
больших затрат времени для усвоения одного
и того же объема знаний по сравнению с
другими типами обучения
Список использованной
литературы
1. Бертон В. Принципы обучения
и его организация. М., 1994. - 159 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая
психология. М., 1996. - 234 с.
3. Гальперин П.Я. Методы
обучения и умственное развитие
ребенка. М., 1985. - 585 с.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика
мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М.,
1999. - 489 с.
5. Кудрявцев Т.В. Психология
творческого мышления. М., 1975. - 275 с.
6. Кулюткин Ю.Н. Эвристические
методы в структуре решений. М., 1970. - 365
с.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение.
М., 1974. - 274 с.
8. Матюшкин А.М. Проблемные
ситуации в мышлении и обучении.
М., 1972. - 524 с.
9. Махмутов М.И. Проблемное обучение.
М., 1975. - 175 с.
10. Оконь В. Введение в общую
дидактику: Пер. с польск. М., 1990. - 234 с.
11. Оконь В. Основы проблемного
обучения. М., 1988. - 184 с.
12. Развитие творческой
активности школьников / Под ред. А.М.
Матюшкина. М., 1991. - 411 с.
13. Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии: Учеб. пособие.
М., 1998. - 185 с.
14. Хекхаузен Х. Мотивация и
деятельность: В 2 т. М., 1986. - 835 с.