Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть тему «Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки».
Исходя из главной цели, сформулирован ряд задач:
1. Изучить исторические аспекты проблемного обучения.
2. Охарактеризовать сущность проблемного обучения.
3. Рассмотреть проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
4. Указать достоинства и недостатки проблемного обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки
1.1. Исторические аспекты проблемного обучения ……………………………4
1.2. Сущность проблемного обучения …………………………………………10
1.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения ………….......15
1.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения ……………………....19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы.……………………………………….22

Файлы: 1 файл

Содержание 1.docx

— 45.88 Кб (Скачать файл)

          Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

        Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

         Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          В данной контрольной работе была рассмотрена тема: «Проблемное обучение:суть, достоинства и недостатки».

       В результате написания работы, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.

          Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

            Проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:  - Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

- Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

- Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

          Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

          Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения

 

Список использованной литературы

1. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. - 159 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. М., 1996. - 234 с.

3. Гальперин П.Я. Методы  обучения и умственное развитие  ребенка. М., 1985. - 585 с.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. - 489 с.

5. Кудрявцев Т.В. Психология  творческого мышления. М., 1975. - 275 с.

6. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. - 365 с.

7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. - 274 с.

8. Матюшкин А.М. Проблемные  ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. - 524 с.

9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. - 175 с.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990. - 234 с.

11. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1988. - 184 с.

12. Развитие творческой  активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. - 411 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. - 185 с.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. - 835 с.


Информация о работе Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки