Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:06, контрольная работа
Воспитание культурно – гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно – гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.
Введение 3
1. Определение «культурно – гигиенические навыки», их значение в развитии ребенка 4
2.Методика воспитания культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 10
3. Условия формирования культурно – гигиенических навыков 12
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.
Условия формирования культурно – гигиенических навыков.
К числу основных
условий успешного формирования
культурно – гигиенических
Для формирования культурно-гигиенических
навыков нужно также выработать общие
критерии в оценке отдельных действий,
четко определить место расположения
вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение имеет постоянство
условий, знание назначения и места каждой
нужной ему в течение дня вещи. Например,
в умывальной комнате должно быть достаточное
количество раковин необходимого размера,
на каждой из которых лежит мыло; раковины
и полотенца размещаются с учетом роста
детей; на вешалке над каждым полотенцем
картинка. Это повышает интерес детей
к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное
повторение гигиенических процедур в
одно и то же время – это способствует
постепенному формированию навыков и
привычек культуры поведения. Формирование
их происходит в играх, труде, занятиях,
в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня
приучает организм ребенка к определенному
ритму, обеспечивает смену деятельности,
тем самым предохраняя нервную систему
детей от переутомления. Выполнение режима
дня способствует формированию культурно
– гигиенических навыков, воспитанию,
организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических
навыков осуществляется под руководством
взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому
должна быть обеспечена полная согласованность
в требованиях дошкольного учреждения
и семьи. Среди многих классификаций методов,
в дошкольной педагогике принята классификация,
в основу которой положены основные формы
мышления, определяющие характер способов
деятельности детей в процессе обучения.
К таким формам относятся наглядно – действенное
и наглядно – образное мышление. В связи
с этим главными методами обучения дошкольников
являются наглядные, словесные, игровые
и практические методы.
Подготовкой к формированию навыков самостоятельным
движениям по самообслуживанию является
создание у ребёнка положительного отношения
к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение
некоторым навыкам, например, культурно
есть, требует значительного труда, поскольку
для этого дети должны овладеть целым
рядом действий, осуществляемых в определённой
последовательности (правильно сидеть
за столом, пользоваться приборами для
еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте
дети особенно склонны к подражанию, поэтому
в формировании навыков большую роль играет
личный пример взрослых.
Для детей дошкольного возраста большое
значение имеет осознание значения культурно-гигиенических
навыков, им нужно сообщать элементарные
знания о рациональных правилах личной
гигиены, её значение для каждого и для
окружающих, воспитывать соответствующее
отношение к гигиеническим процедурам.
Всё это способствует прочности и гибкости
навыков, а это очень важно для создания
стойких привычек. С этой целью можно так
же использовать вариативные задания,
необычные ситуации во время игры, занятия,
прогулки и т. п.
Для привития культурно-гигиенических
навыков во всех возрастных группах применяется
показ, пример, объяснение, пояснение,
поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Широко используются, особенно в младшем
дошкольном возрасте, игровые приёмы:
дидактические игры, потешки, стихотворения
(«Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром
на рассвете умываются мышата, и котята,
и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
Показ сопровождается пояснением. Показ
любого действия должен даваться таким
образом, чтобы были выделены отдельные
операции - сначала наиболее существенные,
а затем дополнительные. Операции идут
в строгом порядке с небольшим интервалом
(не более 5-10 секунд), в противном случае
не вырабатывается динамический стереотип.
Показ действия малышам обязательно сопровождается
проговариванием (« Теперь возьмём полотенце
и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый
действует вместе с малышом, выполняя
сопряженные действия. Например, берет
его руки в свои, намыливает и подставляет
под струю воды. Так у ребенка складывается
сенсомоторный образ действия, а также
образ составляющих действие операций
и условий, в которых оно протекает. Постепенно
взрослый предоставляет малышу большую
самостоятельность, контролируя выполнение
операций и результат, а затем только результат.
При формировании навыков ребенок учится
удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Также следует обращать внимание детей
на рациональность тех или иных способов
действия. Например, полотенце после употребления
нужно сначала расправить, а потом вешать
- так оно лучше просыхает, не падает на
пол. Желательно, чтобы показ действий
и попытки детей выполнить их самостоятельно
взрослые сопровождали не только объяснениями,
но и вопросами, направляющими внимание
ребёнка на необходимость действовать
определённым образом. Это поможет ему
быстрее усвоить способ выполнения, уяснить,
почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических
навыков важно единство требований сотрудников
детского учреждения и родителей. Малыш
не сразу и с большим трудом приобретает
необходимые навыки, ему потребуется помощь
взрослых. Прежде всего, следует создать
в семье необходимые условия: приспособить
к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить
индивидуальную полку или место на полке
для хранения предметов туалета (носовых
платков, лент, носков), постоянное и удобное
место для полотенца и т.д.
Обучая детей нужно учитывать их опыт.
Нельзя, например, начинать учить ребёнка
пользоваться вилкой, если он ещё не научился
правильно есть ложкой. Очень важна последовательность
в обучении. Так, действия, связанные с
раздеванием, быстрее осваиваются детьми,
чем действия с одеванием; ребёнку легче
сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, переводит
ребёнка на новую ступень самостоятельности,
поддерживает его интерес к самообслуживанию,
позволяет совершенствовать навыки.
«Методические приёмы, которые использует
педагог, необходимо менять, а условия
должны быть постоянными»,- считают Р.С.
Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться»,
- говорит в начале года воспитатель и
показывает всё: и Как завёртывать рукава,
и как намыливать руки, и как вымыть их,
а затем вытереть. Все дети действуют под
наблюдением и контролем взрослого. Но
дети становятся старше, и воспитатель
постепенно предоставляет им всё больше
самостоятельности. Он переходит от прямых
указаний к напоминанию, от показа к совету,
от примера к методам позволяющим развивать
у детей осознанное отношение к правилам,-
убеждению, разъяснению смысла правил.
Только тогда, когда педагог учитывает
постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование
их навыков, умение всё более самостоятельно
выполнять установленные правила, только
тогда у них формируются устойчивые привычки,
не разрушающиеся при переходе в новые
условия. Если этого не учитывать, то у
детей вырабатывается, лишь умение подчиняться
требованию взрослого.»
Обычно качество и правильная последовательность
действий находится вне внимания взрослого.
При этом часто считается неважным следить
за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная
ситуация приводит к тому, что даже у семилетних
детей встречается необходимость выполнять
культурно – гигиенические навыки исходя
только из требований взрослого. Это может
привести к потере, казалось бы, уже сформированного
навыка. Поэтому в дошкольном возрасте
надо проводить повторное обучение навыкам
на иной, чем в детстве, основе. Ребенку
надо помочь осознать приемы и условия
выполнения культурно–гигиенических
навыков, а так же их необходимость. Опираясь
на расширение и усложнение его практического
опыта. А для этого необходима специально
организованная деятельность малыша под
руководством взрослого, тогда детям становится
понятна целесообразность требований
воспитателя (руки мыть чисто, не лить
воду на пол и т. д.). Для закрепления правил
и их усвоения, в средних и старших группах
целесообразно проводить беседу о гигиене.
Она строится так, чтобы дети не только
называли, перечисляли действия и их порядок,
но и делали обобщения, которые помогают
понять целесообразность действий, убеждают
детей в их необходимости. Важно, чтобы
старшие дошкольники самостоятельно пользовались
культурно - гигиеническими навыками.
Поэтому бывает целесообразно перейти
от прямых указаний к косвенным, например,
вместо напоминания «дети идите мыть руки»
сказать: «Начинаем готовиться к обеду»
и т. д. Культурно-гигиенические навыки
нуждаются в постоянном закреплении. Изменения
системы воспитательной работы, отсутствие
внимания к формированию и использованию
навыков может привести к их быстрой утрате.
Практика показывает, что вопросы воспитания
культурно - гигиенических навыков не
всегда отражаются в календарных планах
воспитателей, тогда как они очень важны
и нуждаются в конкретизации при планировании.
Однако для их реализации требуется достаточно
длительное время. В труде по самообслуживанию
ребёнка учат доводить начатое до конца,
выполнять работу качественно. Например,
учат не только снимать одежду, но и выворачивать
каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно
складывать, вешать её. Во всех группах
используется приём поощрения. Важно вовремя
похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять,
чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение
требований взрослых должно стать нормой
поведения, потребностью ребёнка.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных
группах является повторение действий,
упражнение, без этого навык не может быть
сформирован. На первых порах формирования
навыка следует проверить, как выполнены
отдельные действия или задание в целом,
например, попросить перед мытьём: «Покажите,
как вы засучили рукава» или после мытья
посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты
руки. Хорошей формой упражнения в освоении
культурно-гигиенических навыков являются
дидактические игры.
Особая роль в воспитании культурно –
гигиенических навыков принадлежит игровым
приемам. Используя их, воспитатель закрепляет
у детей навыки, которые вырабатываются
в повседневной жизни.
Особое внимание следует уделить игровому
методу, потому что игра является ведущим
видом деятельности ребенка дошкольного
возраста, посредством игры ребенок лучше
запоминает и устанавливает причинно
– следственные связи. Игра позволяет
ребёнку глубже понять окружающий мир.
В результате работы над теоретической
частью, я узнала, что формирование культурно
- гигиенических навыков - одно из важнейших
направлений в работе с детьми. Современные
педагогические исследования и опыт работы
показал, что главное не упустить благоприятный
период, когда навыки и привычки формируются
быстро, т.е. сенситивный период. Работа
по формированию культурно - гигиенических
навыков должна вестись в непосредственном
контакте с семьёй.
Изучение первоисточников, позволило
углубить знания о значении культурно-гигиенических
навыков в воспитании ребёнка дошкольного
возраста.Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим
навыкам в процессе игр или же с помощью
художественного слова.
Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста, мне стало известно, что в этом
помогают разные игровые приёмы и методы.
Необходимость опрятности, содержания
в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована
не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. А человеческие
отношения маленький ребёнок воплощает,
прежде всего, в игре. Поэтому в своей работе
мы отдадим предпочтение разным игровым
приёмам и методам. Проанализировав опыт
работы в журналах “Ребенок в детском
саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла
к выводу, что его по данной теме не достаточно.
Культурно-гигиенические навыки - важная
составляющая часть культуры поведения.
Педагоги и родители должны постоянно
помнить, что привитые в детстве навыки,
в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течении
всей его последующей жизни. Я убедилась,
что формируя у детей дошкольного возраста
культурно - гигиенические навыки, мы параллельно
влияем на многие психические процессы
в развитии ребёнка, при этом педагог должен
набраться большого терпения и понимания.
Список используемой литературы:
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.
3. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.
4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.
8. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2004-672с.
9. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.
11. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
12. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с.
13. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
14. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
15. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 1981-159с.
16. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991-63с.
17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.
19. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
22. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.
23. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
24. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
25. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.
26. Яковенко Т., Ходонецких
З. О воспитании культурно-