Проблемы и перспективы развития образования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений.
Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.

Содержание работы

I.Введение
II.Из истории образования в России
III.Состояние образования в мире и в России
IV.Современное правовое регулирование общественных отношений в системе образования
ФЗ «Об образовании»
Какое образование нам нужно?

V. Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы развития образования в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 2 курса

 

 

Содержание:

 

I.Введение

II.Из истории образования в России

III.Состояние образования в мире и в России

IV.Современное правовое регулирование общественных отношений в системе образования

  1. ФЗ «Об образовании»
  2. Какое образование нам нужно?

 

           V. Заключение

 

Введение

 

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений.

Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.

Но общество не однородно: каждый класс, каждая социальная группа, нация и даже каждый человек имеет свое представление о необходимом содержании образования.

Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то, в конце концов, и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которая актуальна и для современной цивилизации, ведь образование – основа полноценного развития, главный профессиональный ресурс любой страны. Оно является одной из основ её национальной безопасности. В своё время президент США Дж. Кеннеди в специальном послании конгрессу отмечал: «Перед нашей нацией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для всего нашего народа… Образование – это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и одновременно самая большая награда, которую оно может присудить». 

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.

Целью данной работы стало изучение проблем и перспектив развития образования в современной России. Задача работы – проанализировать, в какие периоды истории нашей страны образованию уделялось особенно большое внимание,  а также сравнить показатели уровня образования населения в странах мира и в России, проанализировать современное состояние государственно-правового регулирования системы образования в нашей стране.

 

Из истории образования в России

 

В развитии народного образования дореволюционная Россия значительно отставала от передовых стран Европы и США. Такое положение было обусловлено прежде всего особенностями её экономической и политической истории.

Показательна в этом отношении эволюция университетского образования в нашей стране. Университеты стали учреждаться в Европе начиная с XII  века. Первый Российский университет был открыт в 1755 году по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова.  В период с 1802 по 1805 г открывались университеты в Дерпте, Харькове и Казани, а в 1819 г – в Санкт-Петербурге.

К 1914 г. в России существовало 10 университетов, в которых обучалось 37,5 тыс. студентов. Всего в то время в 105 вузах обучалось 127 тыс. человек.

Ситуация в системе образования коренным образом изменилась в XX столетии. Вот главные достижения СССР в сфере образования:

  1. перепись населения 1959 г. показала, что в стране ликвидирована неграмотность;
  2. начальное образование стало обязательным с 1934г., а среднее – с 1976 г.;
  3. всеми видами обучения в 1989 г7. было охвачено 105 млн. человек;
  4. кроме того, свыше 17 млн. детей воспитывались в дошкольных учреждениях;
  5. в 1987 г. из 1000 работавших 921 человек имел высшее или среднее образование;
  6. в вузах училось свыше 5 млн. студентов, или 1/12 часть всех студентов в мире;
  7. в стране имелось 147 тыс. дошкольных учреждений, 131 тыс. дневных общеобразовательных школ, около 8 тыс. ПТУ, 4,5 тыс. средних специальных учебных заведений, 898 вузов.

По образовательному и культурному потенциалу страна относилась к самым развитым странам мира. Эти достижения приобретают особое значение, если рассматривать их в соотношении с уровнем образования в России начала XX столетия.

 

 

 

Изменение доли грамотного населения ( в % ко всему населению)

 

1897 г.

1939 г.

1959 г.

28,4

87,4

100


Численность населения, имевшего высшее и среднее образование (в млн. человек)

1913

1939

1959

1970

1979

1989

0,29

15,9

58,7

95

139,1

173,2


В XX в., ознаменовавшемся большими достижениями в развитии народного образования в нашей стране, возникли новые глубокие и чрезвычайно острые проблемы.  

Прежде всего следует отметить снижение качества образования. Даже в тех дисциплинах, где знания вполне устойчивы (естественные и технические науки), не удавалось добиться их прочного усвоения всеми учащимися. В 1987 г. было проведено изучению уровня знаний по естественнонаучным дисциплинам 16 тыс. первокурсников 70 технических вузов страны. Абсолютное большинство студентов не подтвердило оценок, выставленных им в документах об образовании и на вступительных экзаменах.

Серьезные проблемы имелись и в гуманитарном образовании, где господствовало догматическое обществознание, основанное  на коммунистическом мировоззрении, атеизме. Во всех важнейших документах об образовании постоянно подчеркивалось, что нам необходимо высокообразованного, всесторонне развитого человека. Однако реальная жизнь превращала многих людей в конформистов с весьма ограниченным кругозором. Наша страна по существу не могла воспринимать богатейший опыт развития мировой системы образования, в которой главный акцент делается на развитие у учащихся самостоятельного мышления.

Расходы на образование существенно отставали от средств, выделяемых на эти цели развитыми странами. В США расходы на образование одного человека составляли в конце 80-х годов около 1200 долл., в то время как у нас – 170 руб. в вузах СССР на каждого студента имелось оборудования стоимостью от 1200 до 15 тыс. руб., в то время как в США – от 20 до 80 тыс. долл.

Ситуация в образовании ещё более усугубилась в «лихие» 90-е. Истоки многих проблем народного образования последних двух десятилетий были в низком уровне востребованности знаний и культуры в обществе. В 90- е годы были практически утеряны многие  достижения советской власти в области законодательства в системе образования, а четкая позиция государства в этой сфере отсутствовала.

III. Состояние образования в мире и в России

Интерес мирового  сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать очень стремительно. Это объясняется прежде всего тем, что мир вступил в новый этап модернизации, требующей высококвалифицированных, высокообразованных, конкурентоспособных специалистов.

Данные международной образовательной статистики (приложение 1) предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных  позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Как видим , лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения занимают три страны - США, Норвегия, Израиль, в которых 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Россия, занимавшая в 2002 году 7-е место, в 2005 году уступила свои позиции еще четырем странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. В подавляющем числе рассматриваемых стран в 2005 году отмечается положительная динамика по сравнению с 2002 годом (рис. 1).

 

Рисунок 1. Доля взрослого населения с законченным высшим образованием

Рисунок 2. Динамика роста доли взрослого населения с законченным высшим образованием за период с 2002 по 2005 год:

а) сопоставление показателей 2002 и 2005 года (в процентах);

б) увеличение показателя за рассматриваемый период.

В двенадцати странах прирост  доли взрослого населения с высшим образованием  составляет от 3 до 6% (рис. 1б), из них десять - страны I группы:

6% - Исландия, Дания, Нидерланды;

5% - Новая Зеландия, Польша, Люксембург, Корея;

4% - Израиль; 3% - Швеция,  Австралия.

Во II группе стран динамично развивается Португалия (6%).

Соединенные Штаты увеличили свой показатель всего на 1% и, хотя они сохранили в 2005 году лидирующую позицию, но, в отличие от 2002 года, разделили первое место с Норвегией и Израилем.

В России за рассматриваемый период (2002-2005) не отмечено положительной динамики. По сравнению с 2002 годом  ее обогнали интенсивно развивающиеся страны - Исландия, Дания, Корея, Австралия.

Эти данные ещё раз подтверждают необходимость реформирования системы образования в нашей стране, приведение её в соответствие с запросами времени.

IV. Современное правовое регулирование общественных отношений в системе образования

Президент России Владимир Путин подписал закон об образовании, призванный заменить два действующих базовых закона: "Об образовании" (1992) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное. Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря, Совет Федерации одобрил его 26 декабря 2012 г. Закон вступает в силу 1 сентября 2013 года. Вот такое короткое сообщение появилось в сетях интернета в конце декабря 2012 года.

Меня больше всего заинтересовала статья 8. ФЗ «Об образовании»: «Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Попробуем её проанализировать».

Система образования, связанная с экономикой, культурной жизнью страны и вовлекающая в свою сферу почти половину населения нашего государства, конечно, не может стоять в стороне от тех процессов, которые происходят в нашем обществе. Развитие рыночных отношений должно, наконец, вывести страну из оцепенения, пробудить вкус к инновациям, а тем самым повысить ценность образования. Бумажное, формальное образование уйдет со сцены, как необеспеченный товарами рубль. Эта мысль подтверждается в п.1 « Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию рынка образовательных услуг в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни».

Преемственность в достижениях в системе образования советского периода, а также стремление к созданию толерантного гражданского общества прослеживается по моему мнению в п.2. «Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств. Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите».

В соответствии с новым законом гарантируется бесплатное общедоступное образование всех ступеней. Конечно, в условиях рынка есть опасность коммерциализировать и образование, что, собственно, и происходило с ним в последние десятилетия. Это привело к тому, что резко снизилось качество студенческого состава, когда дипломы покупали, а не получали знания. Без поддержки государства в условиях рынка ни наука, ни культура, ни образование не проживут. Поэтому особенно ценно и важно положение в законе о поддержке студентов и обучающихся из малообеспеченных семей, особо одаренных молодых людей: «5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

6. Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

7. Государство оказывает содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных учреждений, предоставления им государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Информация о работе Проблемы и перспективы развития образования в современной России