Проблемы экономического воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:18, статья

Описание работы

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой деятельности.

Файлы: 1 файл

Савинова А.С..doc..doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Савинова А.С. (группа 9-31)

Научный руководитель - Василенко Г.И.

 (Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования 

«Дубовский  педагогический колледж»,

тел.: 8 (84458) 3-10-40, dpk2005@mail.ru)

 

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой деятельности.

Мировой практикой  хозяйственного и культурного развития установлено, что среди всех возможных инвестиций самыми надежными являются инвестиции в человеческий капитал, от качества которого зависит будущее цивилизации, вступившей не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую эпоху глобализации и универсализации, стремительного перехода цивилизации к новой форме развития, когда количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества.

Происходящие  в настоящее время преобразования в РФ, в том числе становление  рыночных отношений, обусловили необходимость воспитания школьников с учетом рыночного опыта. Поэтому особенно актуальным становится экономическое воспитание.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Экономическое воспитание следует начинать уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте, так как именно в эти периоды закладывается основа для становления и развития личности.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой  до выпуска из школы оставался  в стороне от них, то сегодня жизнь  настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что  такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных учреждений предметов, направленных на изучение основ экономики. В настоящее время разработаны и широко применяются в школах курсы экономики следующих авторов: Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др.

Экономическое просвещение обучающихся является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение для современного мира и школы в целом. Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильева, Б.З. Вульфова, Е.Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др.

Несмотря на то, что ученые считают целесообразным начинать экономическое  воспитание как можно раньше, в начальной школе до сих пор продвижение экономических знаний идет крайне медленно.

Огромные возможности  в экономическом просвещении  школьников, в превращении экономических  знаний в личные убеждения заключает  в себе внеурочная деятельность, которая  осуществляется в свободное от уроков время и строится исключительно  на основе добровольности и в соответствии с личными интересами и наклонностями детей.  Внеурочная деятельность направлена на развитие творческой инициативы, самостоятельности обучающихся, формирование у них умения работать в коллективе. В процессе внеклассной работы ученики привлекаются к разнообразной практической деятельности, которая способствует формированию у них прочных экономических знаний и практических умении [4, c. 19].

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных  направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия.

В настоящее  время под экономическим воспитанием  школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступном школьнику [2, c. 19].

Результаты экономического воспитания, согласно Ковалевой В.Е., будут проявляться в осознанном отношении детей к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья [5, c. 87].

Экономическое воспитание младших школьников помогает детям развить экономическое  мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Целью экономического воспитания в начальной школе, является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами экономического воспитания младших школьников являются:

- освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

- осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

- развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптации детей к будущей жизни в рыночных условиях.

Младшие школьники  начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работу во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры [7, c. 94].

Уже в начальных  классах школы целесообразно  начинать освоение основных экономических  терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».

Младший школьник участвует  в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, и научить правильно этими знаниями распоряжаться.

Для поддержания интереса  учащихся к изучаемому материалу применяются активные методы обучения (деловые и ролевые игры, дискуссии, уроки-конкурсы и др.). Положительная эмоциональная окраска занятий усиливает мотивационный аспект познавательной деятельности.

Активность  младшего школьника в процессе экономического воспитания тесно связана с его  интересом. Именно поэтому в создании пособий по экономике для младших  школьников часто используется сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания [3, c. 6].

При проведений различных организационных форм экономического воспитания младших  школьников целесообразно:

- включать учащихся в различные виды деятельности;

-предусматривать широкое использование художественного слова, деловых, ролевых, имитационных игр, изобразительной деятельности;

- использовать  тексты знакомых сказок, для решения  экономических  задач;

- опираться  на жизненный опыт детей (обсуждать проблемы, ситуации и явления, с которыми дети уже встречались и т.п.).

В начальной  школе, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, учителю предстоит ввести ребенка  в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Важно знакомить детей с экономической азбукой, то есть с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, побуждать их к освоению экономических понятий и категорий.

Младшие школьники  получают элементарные представления  о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного  имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, ее оборудования и т. п.

Для экономического воспитания  младших школьников особенно важно развивающее воздействие  сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.

Качество игры детей  во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.

Так сюжетно-дидактическая  игра помогает сделать экономику  понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство, и сбыт продукции и др. [6, с. 85].

Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей  в данном процессе, то эффективность  формирования тех или иных качеств  резко снижается.

Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:

1. Формировать у детей  разумные потребности.

2. Умение соизмерять  их с возможностями удовлетворения.

3. Понимание необходимости  труда для наиболее полного  удовлетворения потребностей.

Эффективность экономического воспитания младших  школьников зависит от его систематичности, экономической направленности содержания учебной и внеклассной работы, от методической компетентности педагога [1, с. 69].

 

Список  литературы

  1. Автономов, А. Я., Малышев, М. Л. Совершенствование экономического воспитания учащихся//Педагогика – 2007. - №8, с. 53 - 72.
  2. Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с.17-26.
  3. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы. М., 2007.
  4. Калиниченко, Н.А. Единство трудового обучения и экономического воспитания // Педагогика - 2007. - №2, с. 17 - 19.
  5. Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии// Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 2006, с. 82 - 92.
  6. Попов, В. Экономическое воспитание школьников. // Образование.- 2008.-№1,с.84-89.
  7. Семенихин, В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2006, с. 86 -101.

Информация о работе Проблемы экономического воспитания младших школьников