Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:52, доклад

Описание работы

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Файлы: 1 файл

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи.docx

— 24.05 Кб (Скачать файл)

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

 

За последнее  время в российском обществе значительно  усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто  проявляются негативизм, демонстративное  отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко  возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня  за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически  потеряли целое поколение, представители  которого в потенциале могли бы стать  истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее  время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над  нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и  образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими  ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда  – развитием творческой эгоистической  личности; целомудрие, воздержание, самоограничение  – вседозволенностью и удовлетворением  своих потребностей; любовь и самопожертвование  – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к  иностранным языкам и иностранным  традициям» [6, т.2, с. 543].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в  душах людей. Система прежних  духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система  ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [6, т.2, с. 543].

Отсюда одним  из острых вопросов является вопрос патриотического  воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность  людей, удовлетворение которой выступает  как условие их материального  и духовного развития, утверждения  гуманистического образа жизни, осознание  своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических  перспектив ее развития в современном  мире.

Понимание патриотизма  имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения  о том, что родина дороже отца и  матери. В более разработанном  виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма  как основа объединения русских  земель в борьбе против общего врага  уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и  становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим  направлением в деятельности государственных  и общественных институтов [1, с. 10].

Многие мыслители  и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного  становления человека, указывали  на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно  и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям  и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти  всегда за порогом их сознания. Тогда  любовь к родине живет в душах  в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [4, с. 218].

В толковом словаре  В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель  о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [5, с. 185].

Патриотизм  – это духовное явление, которое  имеет большую устойчивость, долго  сохраняется в народе при его  уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и  политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви  к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм  является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под  патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального  сознания патриотизм переживается как  любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов  структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение  личности к Отечеству, к Родине, к  народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9].

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство  привязанности к тем местам, где  человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и  малой Родины; осознание долга  перед Родиной, отстаивание ее чести  и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских  чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение  к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и  своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой  этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями  патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства  патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [1, с. 46-47].

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего  в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов  человека, коллектива, характера взаимоотношений  между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении  они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма  имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в  длительном процессе исторического  развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические [1, с.49-51].

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению  А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с.119].

Патриотическое  воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих  качеств личности, которые проявляются  в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и  приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [7, с.24-25]. Общая цель патриотического  воспитания, по мнению Г.К. Селевко [6, т. 2, с. 542], – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Патриотическое  воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный  труд на благо Родины, привития бережного  отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к  обычаям и традициям народа –  любви к малой Родине, к своим  родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев  и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач  современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного  отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [6, т. 2, с 542-543].

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного  края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю  необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом  своей страны, любить и уважать  свой родной край.

Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой  Отечественной войне мы провели  анкетирование среди бывших школьников – студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического  университета. Результаты анкетирования  показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих  дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине  Победы в Великой Отечественной  войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма  средствами различных предметов.

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания современной молодежи