Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Труд - источник существования человека и общества, источник материальных и духовных благ.
О труде у нас говорят мало. Жестокость и насилие заполонили экраны кино и телевидения. Рекламируется западная культура, западный образ жизни. Конечно, брать нужное и достойное всегда надо. Но, к сожалению, не всегда так делается. Японцы, корейцы, американцы пытаются перейти на всеобщее высшее образование, в России же среднее не является обязательным.

Файлы: 1 файл

Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии.docx

— 22.17 Кб (Скачать файл)

Проблемы  подготовки молодежи к труду и  выбору профессии

 

 

Жарков С.

Труд - источник существования  человека и общества, источник материальных и духовных благ.

О труде у нас говорят  мало. Жестокость и насилие заполонили экраны кино и телевидения. Рекламируется  западная культура, западный образ  жизни. Конечно, брать нужное и достойное  всегда надо. Но, к сожалению, не всегда так делается. Японцы, корейцы, американцы пытаются перейти на всеобщее высшее образование, в России же среднее  не является обязательным.

Страна находится в  жесточайшем кризисе!

Образование в России переживает трудное время. Общеобразовательная  трудовая политехническая школа  все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с производительным трудом предается забвению: ученические  бригады, строительные отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений  учащихся не действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется.

Край наш сельский (сельскохозяйственный), в нем 1599 школ, из них 1339 - сельские (83%), 80% сельских школ - малочисленные и  малокомплектные. Вследствие миграции молодежи в город в 60-е годы в селе оставалось около 4-8% выпускников школ. Не хватало рабочих рук. В 1968-69 годах. в Бийском государственном педагогическом институте была создана проблемная лаборатория трудового воспитания и профориентации, которой были предложены следующие рекомендации:

1. Создание оптимальной  системы трудовой подготовки  и профессиональной ориентации  учащихся с учетом местных  условий.

2. Насыщение процесса  трудового обучения и воспитания  политехническим содержанием и  более раннее вовлечение учащихся  в творческий труд.

3. Повышение уровеня технического оснащения производственных процессов, механизация труда учащихся на учебно-опытных участках. Создание полевых лагерей для трудовых объединений школьников.

4. Совершенствование педагогического  руководства общественно полезным  и производительным трудом учащихся. Овладение педагогами необходимыми  знаниями и умениями в области  производства.

5. Соблюдение гуманистических  принципов труда, этических, психолого-педагогических  и организационных правил.

6. Улучшение культурно-бытовых  условий.

Все это было направлено на решение проблемы "закрепления" молодежи на селе.

Шли годы, десятилетия, продолжалась работа школ, хозяйственных, партийных, советских органов в единстве, наметилась тенденция к снижению миграции. Динамика реализации профессиональных намерений выпускниками сельских школ выглядела так: 1970 - 12%; 1975 - 30%; 1980 - 42% - по Бийскому сельскому району в среднем за каждый год 9-й пятилетки - 43%. Однако, в крае было немало районов, где проблема закрепления молодежи решалась положительно. Так, в Чарышском районе до 1974 года ежегодно выбывало по 700-900 человек, а молодежи оставалось 15-20%. В 1975 году население уже не уменьшилось, а молодежи осталось 90%. Это стало возможным за счет улучшения условий труда, дорожного строительства, образования крупных поселков и создания культурно-бытовых условий, за счет целенаправленной воспитательной работы.

С началом перестройки  многое стало изменяться. Так, в 1985 году в сельское хозяйство определилось только 36,8% выпускников. Так было недавно. Что мы видим сейчас? Если объем  промышленного производства Алтая  за 50 лет советской власти возрос в 589 раз, то за 7 лет перестройки он сократился в 2 раза, аналогичное положение  и в сельском хозяйстве. Недавний опрос жителей 30 областей и краев  России показал, что только 12% респондентов пожелали, чтобы их дети остались работать в селе, 43% хотели бы видеть их городскими жителями, что соответствует уровню показателей начала 70-х годов (т.е. почти 30 лет тому назад).

С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов  общественного развития меняются и  требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке молодежи, к  уровню конкурентоспособности выпускников  школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленности трудового  обучения и воспитания на развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному  самоопределению в условиях рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия  хозяйствования предполагают необходимость  быстрой социальной и психологической  адаптации, профессиональной мобильности  работников, что, в свою очередь, требует  новых подходов, целенаправленных средств  подготовки учащихся к важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях девальвации ценностей  образования, меркантилизма и коммерционализации отношений между людьми, болезненность выбора будущего профессионального пути еще более обостряется. Изучение возможностей новых образовательных структур и форм, особенностей и путей профилактической профессиональной ориентации приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и воспитания.

Для положительного решения  этих проблем в науке и передовом  опыте создаются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной ориентации - "образовательные центры". Основой жизнедеятельности хозрасчетных трудовых объединений является формирование у школьников мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности (по Сухомлинскому, Макаренко), возможного при свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида деятельности к другому.

Существенное влияние  при этом на развитие интереса и  мотивов труда (творческого и  особенности) оказывают также и  друге факторы:

1. Организация труда (конкретная  постановка задач; четкое определение  видов и объемов труда с  учетом особенностей личности; перспектива  роста, стимулы).

2. Содержание труда (интеллектуальная  насыщенность деятельности; наличие  ситуаций затруднения; применение  средств, облегчающих трудовую  деятельность).

3. Результаты труда ( объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели).

Например, в малокомплектной  школе с. Круглые Семенцы Егорьевского района работает добровольное коллективное хозрасчетное объединение учащихся на базе школьных учебных мастерских, которое производит продукцию как по индивидуальным заказам, так и с учетом массового потребительского спроса. Правовой основой для кооператива служат "Закон о кооперации" и другие нормативные документы. Кооператив функционирует как учебно-производственное подразделение школы. Творческая деятельность членов кооператива, тесно связанная с производительным трудом, приносит реальный экономический эффект, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации.

Улучшается успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование  или трудятся по ранее выбранной  специальности.

Положительным фактором школьного  кооперативного движения является его  новизна, гибкость в организации  труда, экономическая самостоятельность, рентабельность, свободное сочетание  индивидуальной и коллективной деятельности, педагогическая эффективность.

Известны и другие производственные объединения учащихся: московский "Стимул", созданный на базе УПК, новосибирский "Синтез", Б-Угреневское образование "Сельский дом - семья" в с. Точильном Смоленского района и другие.

С 1995 года при БиГПИ работает Образовательный центр - хозрасчетное подразделение института. Центр осуществляет подготовку старшеклассников (9-11 кл.) в системе непрерывного образования по программе "Основы производства. Выбор профессии" по специальностям: пользователь ПЭВМ, менеджер малого бизнеса, мастер швейного производства, маркетолог малого бизнеса. Старшеклассники получают начальную профессиональную подготовку, необходимую для непосредственной трудовой деятельности и продолжения образования.

Подобные центры профессиональной подготовки могут создаваться при  школах райцентров, крупных населенных пунктов, при сельских специальных  учебных заведениях.

Осложняет решение проблемы эффективной подготовки учащихся к  труду и выбору профессии отсутствие системы опережающей подготовки учителей к работе в школе, особенно сельской. Существующая система подготовки учителей строится безотносительно  к типу учебного заведения, где им предстоит трудиться.

Трудности в организации  педагогического процесса, отсутствие элементарных условий жизнедеятельности, совершенствования и реализации творческого потенциала приводят к  текучести педагогических кадров, "дефициту" учителей сельской школы.

Необходимы существенные перемены в организации подготовки педагогических кадров, отвечающей требованиям  современного общества к качеству образования  с учетом специфики социально-экономического развития села. С этой целью в  институте осуществляется следующее: а) учебные курсы психолого-педагогических, общественных и специальных дисциплин  нацелены на решение проблем СМКШ; б) читаются спецкурсы по профессиональному  самоопределению; в) на факультетах  введены специализации; сотни студентов  на ФДПП получают дополнительную педагогическую подготовку; г) кафедрам определены базовые  школы для научно-методической работы; защищаются курсовые и дипломные  работы на темы трудового воспитания и обучения, готовятся диссертации. При институте работают гимназия, образовательный центр, готовится  к открытию педагогический колледж  для подготовки специалистов среднего звена. Ведется подготовка пчеловодов, создается пасека. Созданы условия  для прохождения студентами за период обучения педпрактики в сельской школе.

В институте образован  координационный научно-методический центр по работе с СМКШ. Это вызвано  тем, что совершенствование системы  образования с учетом социально-экономического развития, прогресса науки и техники  диктуется необходимостью основательной  подготовки молодежи к жизни и  труду, перестройки стиля и методов  управления школой, интенсификацией  педагогического процесса, позволяющей  улучшать качественные результаты при  уменьшении затрат учительского и ученического труда. Для этого необходимо:

1) продолжить разработки  эффективных технологий обучения  и воспитания с той целью,  чтобы труд (производительный труд  учащихся в особенности) сопровождался  интересом к технологии труда,  его содержанию, будил творческую  мысль учащихся;

2) обеспечить разработку  механизма формирования в малых  школах разновозрастных коллективов,  где общение учащихся идет  по возрастной вертикали;

3) подготовить методическое  руководство учителю по развитию  у школьников важнейшего качества  самообучения - рефлексии, когда  ученик из объекта педагогической  деятельности превращается в  ее субъект;

4) улучшать подготовку  детей в школе через систему  комплексов "школа-детский сад", "школа-производство", "школа-профучилище-техникум", "школа-вуз" и др.

5) внедрять в практику  работы учителей-"многопредметников" идею межмпредметных связей через общеучебные (межпредметные) умения, расширять область переноса интеллектуальных умений на другие учебные предметы и виды познавательной деятельности;

6) осуществлять систематический  контроль Центра за работой  деканатов и кафедр в СМКШ. Итоги работы Центра ежегодно  подводить на заседании ректората  или Ученого Совета института.

Такова наша ближайшая  перспектива в решении задач  поставленной проблемы. Проблема подготовки учащейся молодежи к труду и выбору будущей деятельности сложна и многогранна, и основательное ее решение возможно при условии единства действий комитетов образования всех уровней и педагогических учебных заведений, коренного улучшения жизнедеятельности школ всех типов и системы образования в целом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com


Информация о работе Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии