Проблемы профессиональной деформации педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:55, лекция

Описание работы

1. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.
2. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания.
3. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
4. Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации.

Файлы: 1 файл

Психолого.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Сегодня мы предлагаем вам различные методы восстановления психологического здоровья. Первое слово предоставляем инструктору по физической культуре и спорту (выступление инструктора по физической культуре и спорту, выполнение комплекса предложенных упражнений).

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств – лишь один фактор психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение – второй существенный фактор. Умение уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимое условие реабилитации и укрепления психологического здоровья. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение помогают аутотренинг или специальные упражнения.

Слово предоставляется  психологу (выступление психолога).

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику (упражнения в приложении 3).

Способы снятия напряжения за короткое время:

1). Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как  можно удобнее и ослабьте любую  тугую одежду, обувь, галстук, ремень…  Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной  стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямьте ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубок5ий вдох.

Задержитесь в  таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время  каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании и в течение 30 секунд.

2). Закройте  глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию, как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь  услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем  представьте, как Вы сохраняете эти  чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

О способах снятия стресса, мышечного и эмоционального напряжения с помощью массажа  и самомассажа нам расскажет (и  научит пользоваться) медсестра (выступление медсестры).

В качестве профилактического  и реабилитирующего средства применяются в практике психотехнические игры и специальные упражнения. Для проведения таковых я передаю слово психологу детского дома (выступление психолога, упражнения в приложении 4).

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…” (Приложение 5).

По данным английского  психолога М. Аргайла , уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью оказывается тесно связан с такими факторами, как:

  • наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются интимностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время, как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние;
  • крепкая семья и наличие в ней детей;
  • интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем самые разные заболевания;
  • активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, которые снижают уровень тревоги и депрессии, кровяное давление и риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют вес;
  • особый склад личности, который характеризуется высокой убежденностью человека в своей значимости и нужности обществу, внутренним фокусом контроля, восприятием жизненных трудностей и проблем как источник для личностного роста.

В рамках современных  подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обуславливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:

  1. Забота о самом себе и незабывание собственных интересов. Развитый культурный человек готов пожертвовать собой ради интересов тех, о ком и о чем он заботится, однако далеко не полностью и не ценой своего здоровья;
  2. Соблюдение в своем поведении норм и правил общественной морали. Как сказал классик: “Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!”;
  3. Способность прочно стоять на своих ногах и брать ответственность за свою жизнь, не требуя особой поддержки от других людей и общественных организаций, умение брать ответственность за свои ошибки и не стремиться обвинять в них других людей или социальные условия;
  4. Устойчивость к фрустрациям, основанная на разрешении допускать ошибки как самому себе, так и другим людям;
  5. Гибкость и пластичность установок, основанная на открытости миру и изменениям, происходящим в нем, отказ от жестких и неизменных жизненных правил в отношении себя и окружающих;
  6. Принятие неопределенности и случайности в окружающей жизни, которые делают достижение жизненных целей в полном объеме проблематичным;
  7. Творческое и поисковое отношение, как к самому себе, так и к своему социальному окружению;
  8. Позитивное принятие самого себя таким, каков есть, но в то же время желание стать завтра немного лучше, чем сегодня. Отказ от оценки самого себя на основе внешних достижений или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни просто так, чем от свершения и достижения каких-то значимых результатов;
  9. Способность к аналитическому восприятию своих мыслей, чувств и поступков, умение оценивать их последствия в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей;
  10. Умение рисковать, понимание как стремление делать то, что хочется, доже когда существует возможность неудачи, быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым;
  11. Стремление жить в сегодняшнем дне по известному принципу гештальт-терапии “здесь и сейчас” и в то же время планирование оптимального будущего;
  12. Отказ от нереалистического желания находиться в постоянной радости, быть предельно совершенным во всем и не иметь никаких забот, тревог, депрессий и раздражений;
  13. Воспитать в себе адекватные реакции на сложности жизни, которые включают в себя: печаль, а не депрессию из-за того, что должно было неминуемо произойти; расстройство и сожаление, а не чувство стыда и вины из-за того, что сделал что-то не так; раздражение, а не гнев из-за того, что кто-то поступает не так, как мне хочется, понимание того, что другой может поступать так, как сам считает нужным.

С антистрессовой программой поведения вы можете ознакомиться, изучив приложение 6.

Итак, в сжатом виде психологические  установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:

  • Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией – поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
  • Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма, не перенапрягая его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием и прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своем автомобиле, нежели о своем здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не позволили по отношению к своему автомобилю.
  • Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счет разнообразной поисковой деятельности.
  • Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений , дыхательной гимнастики, медитации, массажа и водных процедур.
  • Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

Информация о работе Проблемы профессиональной деформации педагогов