Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:55, лекция
1. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.
2. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания.
3. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.
4. Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации.
Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
Сегодня мы предлагаем вам различные методы восстановления психологического здоровья. Первое слово предоставляем инструктору по физической культуре и спорту (выступление инструктора по физической культуре и спорту, выполнение комплекса предложенных упражнений).
Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств – лишь один фактор психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение – второй существенный фактор. Умение уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение – необходимое условие реабилитации и укрепления психологического здоровья. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение помогают аутотренинг или специальные упражнения.
Слово предоставляется психологу (выступление психолога).
За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику (упражнения в приложении 3).
Способы снятия напряжения за короткое время:
1). Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.
Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямьте ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубок5ий вдох.
Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.
Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании и в течение 30 секунд.
2). Закройте
глаза. Займите удобное положен
Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?
Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.
О способах снятия стресса, мышечного и эмоционального напряжения с помощью массажа и самомассажа нам расскажет (и научит пользоваться) медсестра (выступление медсестры).
В качестве профилактического и реабилитирующего средства применяются в практике психотехнические игры и специальные упражнения. Для проведения таковых я передаю слово психологу детского дома (выступление психолога, упражнения в приложении 4).
Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я хочу, чтобы Вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации. На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить Вам небольшую подборку “Советы педагогам…” (Приложение 5).
По данным английского
психолога М. Аргайла , уровень здоровья
и общей удовлетворенности
В рамках современных подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обуславливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:
С антистрессовой программой поведения вы можете ознакомиться, изучив приложение 6.
Итак, в сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:
Информация о работе Проблемы профессиональной деформации педагогов