Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;

Содержание работы

Введение
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.2 Содержание воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Педагогическая поддержка семьи
1.5 Взаимодействие семьи и школы
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
2.3 Опросник «Мера заботы»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

·  Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

·  Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

 

2.3 Опросник «Мера заботы»

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Категорически не согласен" - 1 балл.

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

1.  Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2.  Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3.  Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4.  Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5.  Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6.  Воспитание - это тяжелый труд.

7.  У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8.  Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9.  Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10.  Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11.  Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12.  Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13.  В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14.  Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15.  Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений вытекают важные обобщения, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют всех признаков закономерной связи, по своему статусу все же стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Правила необходимы родителям, чтобы время от времени сверять по ним свои действия, правила необходимы педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, особенно когда те старше возрастом.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.

2.  Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.

3.  Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.

4.  Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.

5.  Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.

6.  Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.

7.  Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.

8.  Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

9.  Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.

10.  Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.

11.  Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.

12.  Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.

13.  Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.

14.  Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.

15.  Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.

16.  Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.

17.  Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.

18.  Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 1962.

19.  Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 1993.

20.  Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997.

 



Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы