Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 10:26, статья
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда самостоятельно может выйти из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи, в том числе и со стороны школы. В должностных обязанностях классного руководителя, социального педагога красной нитью проходит работа с семьей. Как правило, мы сами выходим на контакт с ней. При этом объектом взаимодействия могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.
Проблемы семьи-проблемы школы
Выступление социального педагога на совещании при директоре.
21.03.20013
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда самостоятельно может выйти из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи, в том числе и со стороны школы. В должностных обязанностях классного руководителя, социального педагога красной нитью проходит работа с семьей. Как правило, мы сами выходим на контакт с ней. При этом объектом взаимодействия могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.
Основа взаимодействия школы и семьи — постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, предоставление практической помощи семье при отклонениях в воспитании.
Педагогический коллектив при работе с семьей выступает в 3 основных ролях:
Типология
Необходимо сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:
1. Изучение семей учащихся.
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которую раздают детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.
Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача. Пете Ф. рекомендовали снизить нагрузки на уроках физкультуры из-за проблем с позвоночником. Пётр, крупный и крепкий на первый взгляд мальчик, не отдал справку учителю физкультуры, остерегаясь насмешек со стороны одноклассников, и продолжал заниматься с полной нагрузкой. Зная о его состоянии здоровья, мне удалось решить данную проблему, не причиняя моральных переживаний мальчику.
От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
2. Работа родительского комитета.
Все знают, что основная задача родительского комитета (далее – РК) – содействовать школе в обучении и воспитании детей.
В состав родительского комитета должно входить не менее пяти человек, из которых выбирается председатель РК. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.
3. Классные родительские собрания.
Родительские собрания (далее – РС) – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. С самого начала необходимо ставить перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону.
К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей.
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.
Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.
Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят мне: “Какие хорошие у тебя родители!”.