Проблемые методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

Сущность проблемного обучения составляют два понятия:
1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия. 2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения.
Форма выражения проблемы:
а) проблемный вопрос (задача);
б) проблемное задание.

Файлы: 1 файл

Проблемные методы обучения.docx

— 22.37 Кб (Скачать файл)

Проблемные методы обучения.

 

Одной из важнейших задач  педагогической науки является активизация  учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые  знания, развивать умения ставить  и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов  содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых»  знаний или организации тренировочных  упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в  процессе решения проблемно –  познавательных задач.

В настоящее время много  говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и  зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского  философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Технология проблемного  обучения может быть полностью реализована  только при условии знания учителем основных теоретических вопросов и  умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.

Что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала».

Сущность проблемного  обучения составляют два понятия:

1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия.

2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения.

Форма выражения  проблемы:

а) проблемный вопрос (задача);

б) проблемное задание.


Проблемное обучение —  это дидактический подход, основой  которого являются:

1)    создание проблемных ситуаций,

2)    организация учащихся на их анализ,

3)    обучение учащихся решению проблем,

4)    формирование умения видеть и формулировать проблему.

Методы проблемного обучения: I) проблемное изложение,

II) частично-поисковый (эвристическая  беседа),

III) исследовательский метод.

 

Применение этих методов  эффективно тогда, когда учитель  ставит задачу: на базе уже имеющихся  знаний и умений сформировать качественно  новые способы деятельности –  умение школьников самостоятельно формулировать  и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать  эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

 

Характеристика  методов проблемного обучения и  применение их на уроках географии

Название метода

Характеристика

Применение

Проблемное изложение (лекция, рассказ)

его цель показать образец  решения проблемы.

Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет  так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя  создаёт почву для самостоятельных  рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. 
Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление.  
Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки [4].

При изучении темы «Климат  Австралии» предлагаю следующее  задание: «Сопоставьте средние температуры  лета в субэкваториальном и тропическом  климатических поясах».  
В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы.  
«Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».

Частично – поисковый (эвристическая беседа).

этот метод  постепенно приобщает учащихся к  творческой деятельности.

 
Черты: 
1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы. 
2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы. 
3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу. 
4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы. 
5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.

 С помощью чего это достигается?

  1. с помощью проблемных (или творческих заданий):

учитель — 

а) конструирует задание,

б) сообщает его учащимся,  

в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,

 г) выразительная форма  этого метода — эвристическая  беседа.

Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую  карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса. 
* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет). 
* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).  
* В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема). 
* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.). 
* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы). 
* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса). 
Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.

Исследовательский

его назначение — приобщение школьников  к творческой деятельности.

Обеспечивает усвоение опыта  творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Этот путь, по сравнению  с другими, предполагает самостоятельное  выполнение творческого задания.

Долговременные  творческие задания:

выполняются в краеведческой  работе.

 


Кратковременные творческие задание:

требуют переосмысления ранее  усвоенных знаний и работы с разными  источниками (картами).

Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).  
Примеры проблемных заданий: 
* Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары? 
* Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?


Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные  знания по предмету, используют чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую  часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в  большей степени вызывает состояние  неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и  ситуаций в слабых классах, т. к. среди  таких учеников есть ребята, которые  имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В  данной ситуации необходимо применять  дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и  сформировать позитивное отношение  к данному предмету необходимо применять  проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 6 класс». Большинство  школьников, пришедших из начальной  школы в среднее звено, не умеют  грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного  обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.


Информация о работе Проблемые методы обучения