Процес обучения:структура, методы, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что понятие «процесс обучения» относится к исходным в педагогической науке, его определение сложно и противоречиво. Многие годы в педагогике оно определяется как двусторонний процесс - процесс преподавания и обучения. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Структура процесса обучения 4
2. Методы обучения, их классификация 6
3. Формы организации обучения 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике..doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы организации обучения.

 

Педагогическая форма - устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а, следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержания обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (беседа, линейка, рейд, урок и др.). любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. На основании этого выделяют формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные и массовые).

Индивидуальная форма – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Названные формы организации учебной деятельности весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.[4; с.37]

Групповая форма – предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных задании: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.

Фронтальная форма – предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т. д. всем обеспечивается одновременное продвижение в учении.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Структура и методика уроков во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а так же от средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это говорит о методическом разнообразии уроков, которые могут быть классифицированы по типам:

1.урок-лекция – монолог учителя на заданную тему, хотя при мастерстве учителя такой урок приобретает характер беседы;

2.лабораторные (практические) занятия – такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков;

3.уроки проверки и оценки знаний – контрольные работы и т. п.

4.комбинированные уроки - эти уроки проводятся по схеме:

- повторение пройденного – воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.;

- освоение нового материала. На этом этапе материал излагается учителем, либо «добывается в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;

- отработка навыков и умений применения знаний на практике;

- выдача домашнего задания.

Факультативные занятия, как форма обучения, были введены в конце 60-х начале 70-х гг. в процессе очередной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии – форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа – олимпиады, кружки и т. п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.[5; с.117]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

             

Обучение наряду с воспитанием и развитием личности принадлежит к числу основных педагогических процессов. Эффективность управления процессом определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения.

Основные отличия обучения заключаются в его особом вкладе в реализацию образовательной функции целостного педагогического процесса. Объектом обучающих воздействий  является преимущественно интеллектуальная сфера личности. Знания, умения, навыки составляют основу содержания процесса обучения. Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания.

              Самое крупное членение процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания. Структуру процесса обучения составляют также целевой стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регулировачный и оценочно-результативный компоненты. Ориентация учителя на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает установление педагогически целесообразных взаимосвязей  данных элементов. Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.      Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.: ВЕК, 2007.

2.      Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Академия, 2007.

3.      Лихачев Б. Т. педагогика. Курс лекций. – М.: Гвардия, 2006.

4.      Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: беркут,2007.

5.      Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Дашко, 2007.

6.      Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенин и др. – М.: «Владос»,2007.

7.      Подласый И. П. Педагогика. – М.: Меркурий,2006.

 



Информация о работе Процес обучения:структура, методы, формы