Проект как способ организации самостоятельной работы учащихся в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:24, статья

Описание работы

“Learn by doing”- изучение через деятельность - так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации. Ядро проектного обучения составляет самостоятельная деятельность. В основе каждого проекта – проблема. Цель данной статьи представить особенности организации и требования к использованию метода проектов, раскрыть понятие «метод проектов, рассмотреть этапы работы над проектом.

Файлы: 1 файл

статья методика1.docx

— 26.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Проект как  способ организации самостоятельной  работы учащихся в средней школе

 

“Learn by doing”- изучение через деятельность - так в англоязычных странах характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации. Ядро проектного обучения составляет самостоятельная деятельность. В основе каждого проекта – проблема. Цель данной статьи представить особенности организации и требования к использованию метода проектов, раскрыть понятие «метод проектов, рассмотреть этапы работы над проектом.

 

Learn by doing – learning through action –  this is how in English speaking countries project method  is characterized, the idea of which is incorporated in student`s independent studies of the learning the material and creating a special product, which makes them feel the situation of success and self-realization. The core of the project method are independent studies of the learning the material. The foundation of each project is the problem. The goal of this article is to show the specialty of organization when using project method .

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой  педагогике. Основоположником педагогического  метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».

В толковом словаре Даля слово «проект» определяется как  план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и  самое изложение его на письме или в чертеже. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Если рассматривать это понятие узко, в рамках школьного обучения, тогда проект можно определить как процесс, а также результат взаимодействия учителя и учащихся, направленного на активизацию самостоятельной деятельности детей.

Современные словари несколько  иначе трактуют понятие «проект». Например, определение популярного  электронного ресурса «Википедия»  гласит:

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели (уникального продукта) при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска[1, с.84] .

        В  методике преподавания иностранных  языков проектирование рассматривается  как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления  материала, практическая по способу  его применения, интеллектуально  нагруженная по его содержанию, самостоятельная по характеру  добывания знаний, протекающая в  условиях постоянного конкурса  мнений, предложений.

Проектная деятельность предусматривает  большое количество работы, выполняемой  самими школьниками, т.е. – самостоятельной  работы.

Приобщение обучаемых  к систематической самостоятельной  работе — одна из насущных воспитательных задач учителя иностранного языка. Она связана с воспитанием бережного отношения к использованию свободного времени школьниками, самодисциплины и само организованности. Положительное решение этой проблемы — путь к повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и его воздействия на формирование социально активной личности.

Компоненты, которые характеризуют готовность к осуществлению самостоятельной  учебной деятельности:

- психологический компонент  (мотивация, отношение к данной  деятельности, интеллектуальные возможности  и способности, волевой потенциал);

- коммуникативный компонент  (коммуникативная компетенция);

- методологический компонент  (овладение способами и приемами  самостоятельной деятельности/основной  речевой деятельности, умение ориентироваться  в этой деятельности, знание особенностей  ее осуществления)

Умения, которыми, как своеобразной «экипировкой» должны овладеть учащиеся, чтобы успешно участвовать в  проектно-исследовательской деятельности:

1.Рефлексивные  умения(осмыслить задачу)

2.Поисковые (исследовательские) умения (например, находить несколько вариантов решения проблемы)

3. Умения и  навыки работы в сотрудничестве и многие другие.

Основные требования к  использованию метода проектов

 

1.Наличие значимой  в исследовательском, творческом  плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых  результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, пр.);

  3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование  содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.) [2].

 Школьники о проектной деятельности. По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:

-  интерес к проектам  зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов  отмечают, что проект был интересен  именно потому, что выполнялся  самостоятельно, лишь с небольшой  помощью руководителя;

-  56% учащихся выделяют  как самый интересный исследовательский этап; 32% — этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% —презентацию;

-  по итогам выполнения  проектов 74% учащихся стали выше  оценивать свои возможности и  способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее;

-  отвечая на вопрос  о том, что нужно изменить  в ходе проведения проектной недели, 48% отмечают свою полную удовлетворенность; 17% предлагают сделать более глубокой презентацию проектов; 10% — «увеличить время проектной недели до двух недель >>.

Применительно к уроку  иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что  в ходе его выполнения, школьники  учатся самостоятельно приобретать  знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется  высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается  как законченный самостоятельный  период обучения, направленный на решение  определенной задачи в достижении общей  цели овладения английским языком [3, с. 5].

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

  • Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
  • Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
  • Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
  • Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Проектная методика является новой педагогической технологией  обучения и представляет собой возможную  альтернативу традиционной классно-урочной  системе. Необходимость применения проектной методики в современном  школьном образовании обусловлено  очевидными тенденциями в образовательной  системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности [4].

К преимуществам проектной  методики можно отнести следующее:

• актуальность. В центре методики - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные  знания, умения и навыки, а также  добывать эти знания самостоятельно;

• создание комфортной образовательной  среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

• дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам  с учётом своих интересов и  возможностей. Это позволит учащемуся  реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

• использование информационных технологий: обработка информации и  коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

• формирование исследовательских  умений;

• мотивирующий характер: право  выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

К недостаткам следует  отнести:

- Непривычность данной  формы работы в массовой школе;

- Недостаточная подготовленность  учителя к проектным формам  работы;

- Сложность планирования  определенной серии уроков на  выполнение проекта (они не  должны идти в разрез с определенным  программой количеством часов  на изучение той или иной  темы);

- Не всегда удается  отследить деятельность каждого  учащегося над проектом; большие  затраты времени на составление  проекта;

- Не всегда удается  отследить деятельность каждого  учащегося над проектом; большие  затраты времени на составление  проекта;

- Отсутствие методических  материалов и разработок, которые  помогали бы учителю в разработке  того или иного проекта;

-  Невысокая мотивация  к данному виду деятельности [5, с.128].

Проектная методика находит  все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями. Проектная методика направлена на реализацию личностного  потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где  имеет место не субъектно-объектные  отношения учителя и учащихся как при традиционной классно-урочной  системе, а субъектно-субъектные с  доминирующей функцией учителя.

Эта технология помогает повысить интерес в процессе обучения в  самой обычной общеобразовательной  школе. При применении этой технологии ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые  изменения для улучшения жизни.

Исходя из сделанных исследований можно сделать вывод, что проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

 

Список цитируемых источников:

 

1.Английский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, и др. - М: Просвещение, 2007.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3. Зимняя И.А., Сахарова Г.Е. Проектная методика обучения иностранному языку в средней школе//Иностранные языки в школе.- 1991.-3.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ Под редакцией Е.С. Плат. - Москва: Издательский центр «Академия».- Москва,1999.-211с.


Информация о работе Проект как способ организации самостоятельной работы учащихся в средней школе