Проектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии с психофизиологическими особенностями младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Рассмотрим возрастные особенности младших школьников при организации процесса обучения иностранным языкам.
Наиболее благоприятным возрастом для начала изучения иностранного языка, по свидетельству отечественных психологов (А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая и др.), является возраст шести лет. Обучение иностранному языку, начиная со второго класса, является обязательным с 2005 года.

Файлы: 1 файл

Учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

2) вводить одновременно  два иностранных языка в программу начальной школы.

Важен, с точки зрения физиологов, и учёт шрифта в учебниках - острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у многих детей ниже, чем средние нормативы  у взрослого. Отсюда очень важно  на начальном этапе обучения использовать книги с крупным шрифтом и избегать зрительного переутомления.

Нельзя не упомянуть  ещё об одном факторе, особенно важном для маленьких учеников – факторе  успеха. При организации обучения ИЯ важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает («питает») их интерес к предмету.

Учителю важно всегда найти возможность создать такую  ситуацию, предложить такое задание, чтобы даже ученик с низким уровнем  активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить самое незначительное продвижение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше», «ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам» и т. п.

Дети очень чувствительны  к оценке, которую даёт им учитель. Младшие школьники не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «ты сделал это плохо» они понимают так: «ты плохой» – и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.

Учитывая эту возрастную особенность, мы рекомендуем использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили (1984). Она включает в себя четыре компонента:

1) доброжелательное отношение  к ученику как к личности;

2) положительное отношение  к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

3) конкретный анализ  трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

4) конкретные указания  на то, как можно улучшить достигнутый  результат.

Оценка должна включать в себя все эти компоненты, даже если результат работы ученика отрицательный. Она может являться дополнительным стимулом и средством самоконтроля учащихся:

а) пятерку получит  тот, кто сумеет рассказать всё о  своем друге: что он любит, умеет  и как выглядит;

б) если ты хочешь получить пятерку, расскажи ещё, что ты ешь  на завтрак, на обед, на ужин и т.д.

Ученик должен знать  критерии оценки учителя, благодаря  ориентации на эти критерии у него формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля: «Вот как нужно рассказывать (читать, писать), чтобы получить отличную оценку».

Объективным инструментом самооценки успехов детей при  овладении иностранным языком является российский вариант «Европейского  языкового портфеля».

Учёт психологических  особенностей детей 6-10 лет и их даль- нежившее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения ИЯ в начальной школе.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Выготский Л.С. игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. No 6.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М, 1984.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

Информация о работе Проектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии с психофизиологическими особенностями младшего школьника