Проектирование предметно-развивающей среды в школе I ступени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 03:27, доклад

Описание работы

Проектирование предметно-развивающей среды для учащихся I ступени
в МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования»
В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.
Назрела необходимость в формировании новых парадигм. Опора на естественно – научные принципы при организации жизнедеятельности ученика может помочь в решении многих проблем современной школы. Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося на образование как на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.

Файлы: 1 файл

Проектирование предметно-развивающей среды.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Проектирование предметно-развивающей  среды в школе I ступени

 
Теряева Ирина Петровна,  
учитель начальных классов  
МБОУ «Школа-интернат № 2»

Проектирование  предметно-развивающей среды для  учащихся I ступени  
в МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования»

В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально  соответствовать требованиям времени.  
Назрела необходимость в формировании новых парадигм. Опора на естественно – научные принципы при организации жизнедеятельности ученика может помочь в решении многих проблем современной школы. Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося на образование как на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.  
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.  
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.  
Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены. Большие перемены в нашей стране ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.  
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.  
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.  
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.  
Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.  
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.  
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.  
Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды для детей младшего школьного возраста в МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования» является:  
1. Региональное расположение МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования» в условиях Крайнего Севера:  
• низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;  
• вынужденное пребывание детей в помещении школы-интерната на протяжении всего дня – 10-12 часов;  
• короткий световой день в осенне-зимний период;  
• короткое лето (1 – 1,5 месяца) и продолжительная зима около (9 месяцев).  
2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.  
3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.  
4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.  
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.  
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в районах Крайнего Севера.  
Обеспечит целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. 
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе-интернате. 
В основе разработки создания предметно-развивающей среды в МБОУ «Школа-интернат № 2» реализуются принципы комплексного подхода:  
1. многофункциональность помещений;  
2. рациональность использования пространства;  
3. взаимосвязь цветовой отделки и освещения;  
4. целесообразность озеленения интерьера.  
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.  
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры-исследования, творческого моделирования и конструирования.  
Мы стараемся создавать в начальной школе богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.  
Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.  
Образовательная среда начальной школы — это:  
современная удобная мебель,v  
магнитные плакаты,v  
деревянные раздаточные дидактические материалы,v  
игровые пособия,v  
программные продукты,v  
конструкторы и многое другое.v  
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.  
Для организации учебного процесса в МБОУ «Школа-интернат № 2» кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.  
Так, в предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.  
Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.  
Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методический приёмов и педагогических технологий с естественно – научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого – гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причём особое внимание следует уделять двигательной активности ребёнка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза.  
По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.  
Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец). Однако предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.  
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).  
Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.  
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка младшего школьного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.).  
Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.  
В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате.  
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:  
• Принцип открытости  
• Принцип гибкого зонирования  
• Принцип стабильности-динамичности развивающей среды  
• Принцип полифункциональности  
Оснащение детской игровой комнаты позволяет педагогам начальной школы интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой комнате дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей младшего школьного возраста, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.  
Представленная развивающая предметно-игровая среда в игровой комнате является универсальной для детей младшего школьного возраста. Она применима для организации самостоятельных игр детей, спортивных развлечений.  
В игровой комнате мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.  
Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.  
Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.  
Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.  
Малышей привлекают яркие дидактические игрушки, такие как игровой модуль «Кухня».  
Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлечению, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе.  
Горка доставляет детям чувство радости, обеспечивает прекрасные условия для игр и развлечений. Она развивают ориентировку в пространстве и равновесие.  
Организация детской игровой комнаты в школе-интернате позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.  
Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.  
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.  
Таким образом, педагогический коллектив школы-интерната № 2 создает предметно-развивающую среду, которая способствует максимальной компенсации неблагоприятных условий проживания детей в районах Крайнего Севера, и обеспечивает целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.  
Список литературы

1. Ананьев Б.Г,  Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия  пространства у детей. - М., 2004. - 313 с.  
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.  
3. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2006. - 244 с.  
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2007. - 303 с.  
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - №6.  
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2007. - 197 с.  
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М., 2004. - 310 с.  
8. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.  
9. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 2004. - 260 с.  
10. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. - 2006. - №1.  
11. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2005. - 420 с.  
12. Немов Р.С. Психология. Т. 2. - М., 2007. - 554 с.  
13. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 2006. - 243 с.  
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2006. - 204 с. 



Информация о работе Проектирование предметно-развивающей среды в школе I ступени