Теряева Ирина Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа-интернат № 2»
Проектирование
предметно-развивающей среды для
учащихся I ступени
в МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего
образования»
В начале нового
тысячелетия наступила насущная
потребность в модернизации одного
из важнейших институтов социализации
человека – системы образования.
Новая школа должна максимально
соответствовать требованиям времени.
Назрела необходимость в формировании
новых парадигм. Опора на естественно
– научные принципы при организации жизнедеятельности
ученика может помочь в решении многих
проблем современной школы. Это требует
от педагога пересмотра некоторых позиций,
выбора новых форм и методов работы. Школа
должна обеспечить право обучающегося
на образование как на разностороннее
развитие, в том числе на развитие резервных
возможностей организма.
Начало систематического обучения в школе,
связанное с изменением социальной ситуации,
социального статуса, а также изменением
ведущей деятельности, требует определённой
психологической готовности ребёнка к
школе.
Учебный процесс необходимо организовать
так, чтобы, с одной стороны, успешно решались
образовательные и воспитательные задачи,
а с другой – не наносился вред здоровью
обучающихся, обеспечивались нормальный
процесс роста и развития организма, расширение
его адаптивных возможностей.
Образование в целом находится на новом
этапе развития. Этому способствуют социально-экономические
перемены. Большие перемены в нашей стране
ставят образовательные учреждения перед
множеством сложных проблем: обеспечение
современного качества образования, повышение
ответственности педагогических коллективов
за полноценное развитие и эмоциональное
благополучие каждого ребенка.
Современная школа - это место, где ребенок
получает опыт широкого эмоционально-практического
взаимодействия со взрослыми и сверстниками
в наиболее значимых для его развития
сферах жизни.
Большую часть времени ребенок проводит
в школе. Значит, развитие младшего школьника
во многом зависит от рациональной организации
предметно – развивающей среды в учебном
кабинете.
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель,
разделение пространства на функциональные
зоны, наличие места для самостоятельных
игр и уединения ребенка, уставшего от
вынужденного постоянного общения со
сверстниками.
Поэтому среда имеет важное значение для
развития детей. Все, что окружает ребенка
– это не только игровая среда, но и среда
в которую входят все специфические детские
виды деятельности. Ни один ребенок не
может развиваться полноценно только
на вербальном уровне, вне предметной
среды.
Правильно организованная предметно-развивающая
среда позволяет каждому ребенку найти
занятие по душе, поверить в свои силы
и способности, научиться взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками, понимать
и оценивать их чувства и поступки, а именно
это лежит в основе развивающего обучения.
Созданная среда вызывает у детей чувство
радости, эмоционально положительное
отношение к школе, желание посещать ее,
обогащает новыми впечатлениями и знаниями,
побуждает к активной учебной деятельности,
способствует интеллектуальному развитию
детей младшего школьного возраста.
Важными аспектами при создании предметно-развивающей
среды для детей младшего школьного возраста
в МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего
образования» является:
1. Региональное расположение МБОУ «Школа-интернат
№ 2 основного общего образования» в условиях
Крайнего Севера:
• низкий температурный режим, не позволяющий
в полной мере осуществлять организацию
прогулок на свежем воздухе;
• вынужденное пребывание детей в помещении
школы-интерната на протяжении всего дня
– 10-12 часов;
• короткий световой день в осенне-зимний
период;
• короткое лето (1 – 1,5 месяца) и продолжительная
зима около (9 месяцев).
2. Архитектурно-планировочная структура
здания и помещений.
3. Влияние цвета на психофизиологическое
состояние человека.
4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.
Организация и использование игровой
зоны является необходимым условием для
сохранения и улучшения здоровья младших
школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно
влияют на общий тонус ребёнка, способствуют
тренировке подвижности нервных процессов,
создают положительный настрой и снимают
статическое, психоэмоциональное напряжение.
Создание предметно-развивающей среды
образовательного учреждения поможет
максимально компенсировать неблагоприятные
условия проживания детей в районах Крайнего
Севера.
Обеспечит целостность учебно-воспитательного
процесса и создаст окружающее пространство,
удовлетворяющее потребности актуального,
ближайшего и перспективного творческого
развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе
педагогов, обеспечит комфортное пребывание
детей в школе-интернате.
В основе разработки создания предметно-развивающей
среды в МБОУ «Школа-интернат № 2» реализуются
принципы комплексного подхода:
1. многофункциональность помещений;
2. рациональность использования пространства;
3. взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
4. целесообразность озеленения интерьера.
Дизайн учебных кабинетов способствует
художественно-эстетическому и познавательному
развитию ребенка. Оформление выдержано
в современном стиле, простота формы, комфорт
и удобство за счет продуманного решения.
Художественную сторону оформления характеризуют
гармоничное соотношение отдельных элементов,
подчинение их целому.
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности,
удовлетворяющей присущую ребенку любознательность
— игры-исследования, творческого моделирования
и конструирования.
Мы стараемся создавать в начальной школе
богатую и разнообразную предметную, информационную
и инструментальную среду, которая располагает
учащихся к познанию мира всеми органами
чувств, творческому самовыражению, самостоятельной
исследовательской деятельности, решению
учебных задач, формированию необходимых
коммуникативных навыков и навыков работы
с информацией.
Обучение в начальной школе проходит в
одном помещении. Такие условия определяют
реальную возможность использования межпредметных
связей, т.к. все наглядные материалы и
технические средства находятся "под
рукой" учителя.
Образовательная среда начальной школы
— это:
современная удобная мебель,v
магнитные плакаты,v
деревянные раздаточные дидактические
материалы,v
игровые пособия,v
программные продукты,v
конструкторы и многое другое.v
Работая по созданию учебной и развивающей
среды большое внимание уделяется основным
требованиям к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного стандарта
общего образования.
Для организации учебного процесса в МБОУ
«Школа-интернат № 2» кабинеты начальных
классов имеют специально организованные
зоны: учебная, игровая, природная.
Так, в предметно-пространственную среду
каждого класса включены не только искусственные
объекты, но и естественные, природные
- зеленые уголки, где дети наблюдают и
ухаживают за растениями.
Важным направлением модернизации российского
образования является сохранение и укрепление
здоровья подрастающего поколения.
Здоровье – важнейшее условие успешной
реализации личности. Задача формирования,
сохранения и укрепления здоровья человека
требует оценки и коррекции методический
приёмов и педагогических технологий
с естественно – научных позиций. Это
означает прежде всего учёт психофизиологических
особенностей младших школьников на каждом
этапе индивидуального развития и обязательное
соблюдение физиолого – гигиенических
нормативов при организации учебного
процесса и внеучебного времени, причём
особое внимание следует уделять двигательной
активности ребёнка как важнейшему фактору
и движущей силе онтогенеза.
По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая
среда имеет особую форму, часто не внешнюю,
а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.
Психологи и педагоги обращались к проблеме
предметно-развивающей среды (Г. Фейн,
Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П.
Усова, Запорожец). Однако предметно-развивающая
среда чаще всего связывается с предметным
пространством, отождествляющимся с игровой
средой.
В психолого-педагогической литературе
большое внимание уделяется изучению
среды: предметной, игровой, творческой
(М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе,
Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Данные исследователи доказывают, что
среда - это окружающие социально-бытовые,
общественные, материальные и духовные
условия существования ребенка. Предметная
среда выполняет ответную функцию - она
побуждает к игре, формирует воображение.
Она как бы является материальной средой
мысли ребенка. Таким образом, развитие
ребенка зависит от того, как его воспитывают,
как организовано воспитание, где, в каком
окружении он растет. Следовательно, в
играх происходит более глубокий, сложный
процесс преобразования и условия того,
что взято из жизни, т.е. из окружающей
ребенка среды.
Анализ психолого-педагогической литературы
показал, что развитие творчества ребенка
младшего школьного возраста во многом
зависит от организации предметно-развивающей
среды в общеобразовательном учреждении.
(Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая,
Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина,
С.Л.Новоселова и др.).
Предметно развивающая среда представляет
собой систему материальных объектов
деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного
и физического развития.
В игровую предметно - развивающую среду
входят: крупное организующее игровое
поле, игровое оборудование, игрушки, игровая
атрибутика разного рода, игровые материалы,
необходимые для игровой деятельности
детей. Все эти игровые средства находятся
обычно не в каком-то абстрактном игровом
пространстве, а в игровой комнате.
Предметно развивающая среда организуется
на основе следующих принципов:
• Принцип открытости
• Принцип гибкого зонирования
• Принцип стабильности-динамичности
развивающей среды
• Принцип полифункциональности
Оснащение детской игровой комнаты позволяет
педагогам начальной школы интересно
организовать досуг детей во время динамической
паузы, перемен. Многофункциональность
оборудования в игровой комнате дает возможность
проведения подвижных игр и развития творчества
детей младшего школьного возраста, наряду
с этим, гарантирует безопасность, так
как, все выполнено из мягких, легких, экологически
чистых материалов.
Представленная развивающая предметно-игровая
среда в игровой комнате является универсальной
для детей младшего школьного возраста.
Она применима для организации самостоятельных
игр детей, спортивных развлечений.
В игровой комнате мебель и оборудование
установлены так, что каждый ребенок может
найти удобное и комфортное место для
занятий с точки зрения его эмоционального
состояния: достаточно удаленное от детей
и взрослых или, наоборот, позволяющее
ощущать тесный контакт с ними, или же
предусматривающее в равной мере контакт
и свободу.
Дети играют, конструируют, используют
игровой материал в качестве физкультурного
оборудования. В процессе игры с крупным
строительным материалом у детей формируется
творческое воображение.
Огромной популярностью у детей пользуются
надувные мячи. Красивый внешний вид и
необыкновенная прочность, вариативность
способов применения для различных игр
и занятий делают мячи одним из любимых
видов спортивно-игрового оборудования.
Универсальная детская мебель предназначена
для создания комфортных условий в игровой
комнате. Особая технология изготовления,
яркость, легкость и привлекательность
способствуют созданию условий для отдыха
на диванчиках.
Малышей привлекают яркие дидактические
игрушки, такие как игровой модуль «Кухня».
Батут - это увлекательный и безопасный
тренажер. Способствует не только физическому
развитию детей, но и развлечению, создает
возможность игры цирковой тематики, делает
детей более смелыми и уверенными в себе.
Горка доставляет детям чувство радости,
обеспечивает прекрасные условия для
игр и развлечений. Она развивают ориентировку
в пространстве и равновесие.
Организация детской игровой комнаты
в школе-интернате позволяет детям в соответствии
со своими интересами и желаниями свободно
заниматься в одно и то же время, не мешая
друг другу, разными видами деятельности:
физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием,
инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Оснащение игровой комнаты помогает детям
самостоятельно определить содержание
деятельности, наметить план действий,
распределять свое время и активно участвовать
в деятельности, используя различные предметы
и игрушки.
Такая организация пространства является
одним из условий среды, которое дает возможность
педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Таким образом, педагогический коллектив
школы-интерната № 2 создает предметно-развивающую
среду, которая способствует максимальной
компенсации неблагоприятных условий
проживания детей в районах Крайнего Севера,
и обеспечивает целостность педагогического
процесса, качественный рост творческих
способностей, эмоционального и физического
благополучия воспитанников.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г,
Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия
пространства у детей. - М., 2004. - 313
с.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная
среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное
воспитание. - 2005. - №4.
3. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой.
- М.: Просвещение, 2006. - 244 с.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка.
- М., 2007. - 303 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом
развитии ребенка // Вопросы психологии.
- 2006. - №6.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
- М.: Педагогика, 2007. - 197 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте. Психологический очерк:
Книга для учителя. - 3-е изд. - М., 2004. - 310
с.
8. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход
к организации предметно-игровой среды.
/ Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной
научно-практической конференции). - М.,
2006. - 311 с.
9. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое
значение. - М., 2004. - 260 с.
10. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических
работах Л.С.Выготского (критическое исследование)
// Вопросы психологии. - 2006. - №1.
11. Мухина В.С. Детская психология. - М.,
2005. - 420 с.
12. Немов Р.С. Психология. Т. 2. - М., 2007. - 554
с.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М.,
2006. - 243 с.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2006.
- 204 с. |