Проектная деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Файлы: 1 файл

проектная деятельность.docx

— 21.13 Кб (Скачать файл)

Проектная деятельность

как средство формирования УУД 

в рамках ФГОС

Подготовила:

 председатель МО ГБОУ КШ  № 1778 Штаханова И.В.

 

 

     При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

          Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в  деятельности в зависимости от вида проектов.

             Классификация проектов, основанная на доминирующей деятельности:

        • Исследовательские
        • Творческие
        • Игровые
        • Информационные
        • Практико-ориентированные

Кратко  рассмотрим особенности каждого  вида проектов.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен  и может быть использован в  жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование  актуальности избранной темы, обозначение  задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При  этом используются методы современной  науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный  проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто  является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или  школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

  Поскольку виды проектов  имеют различные цели и результаты  в виде продукта проектной  деятельности, подробней остановимся на этапах проектной и научно-исследовательской деятельности.     

      Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:   цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.  Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

 

Во-вторых, исследование подразумевает  выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую  проверку. Проекты могут быть и  без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может  быть не всегда, нет исследования в  проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и  исследовательская деятельности отличаются своими этапами. 

Основными этапами проектной деятельности являются:

 

•    Определение  тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных  вариантов исследования, сравнение  предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение  формы продукта и требований к  продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных  технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и  защита презентации;

•    Анализ результатов  выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

 

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

    Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у младших школьников формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

    К познавательным УУД относят: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Особенно при групповой работе происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и находить общее решение

строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.

     Поскольку очень часто проектно-исследовательская  работа предполагает самостоятельную  деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.

     В конце следует упомянуть  о том, что важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один блок- личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.

      Результативность проектно-исследовательской  работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности- что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

     

       

 

 

 

 

                 

 

 

     

 

 

 


Информация о работе Проектная деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС