Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:58, контрольная работа
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Дистанционный оргдеятельностный
курс
Выходная контрольная
работа на тему:
Выполнила: учитель технологии
2014 г.
Введение
Современная школа должна готовить своих учеников
к жизни в новом мире, где будут востребованы
люди адаптированные, творческие, активные,
мобильные, инициативные. Современный
человек должен уметь наблюдать, анализировать,
вносить предложения, отвечать за принятые
решения. Задача образования - помочь ученикам
освоить такие способы действия, которые
окажутся необходимыми в их жизни, помочь
учащимся этот выбор сделать осознанно,
то есть объективно оценить свои силы
и возможности, способности, интересы
и склонности.
В настоящее время произошли
глобальные изменения в системе образования:
пересмотрены прежние ценностные приоритеты,
целевые установки и педагогические средства.
Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого
научного кругозора, общекультурных интересов,
утверждение в создании приоритетов общечеловеческих
ценностей. Поэтому одна из главных задач
современной школы – создание полноценных
и необходимых условий для личностного
развития каждого ребенка и формирование
его активной позиции. В связи с этим возникает
необходимость подготовки учащихся школы
к такой деятельности, которая учит размышлять,
прогнозировать и планировать свои действия,
развивает познавательную и эмоционально
– волевую сферу, создаёт условия для
самостоятельной активности и сотрудничества
и позволяет адекватно оценивать свою
работу. Поэтому в настоящее время широкую
популярность приобрели проектные и исследовательские
методы обучения.
1. Проектная деятельность
Проект – работа, направленная
на решение конкретной проблемы, на достижение
оптимальным способом заранее запланированного
результата. Проект может включать элементы
докладов, рефератов, исследований и других
видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как
способов достижения результата проекта.
Результат проекта известен
заранее, а результат исследования может
быть непредсказуем.
Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
Проектная деятельность:
1. Рефлексивные умения: осмысливать
задачу, для решения которой недостаточно
знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно
научиться для решения задачи?»
2. Поисковые (исследовательские)
умения: самостоятельно находить недостающую
информацию; находить варианты решения
проблемы; выдвигать гипотезы.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
коллективного планирования, взаимодействия
с любым партнером , деловое общение.
5. Менеджерские умения и навыки:
проектировать процесс, принимать решение
и прогнозировать их последствия, анализировать
собственную деятельность.
6. Коммуникативные умения: вступать
в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию;
отстаивать свою точку зрения.
7. Презентационные умения и
навыки: навыки монологической речи; артистические
умения; использование различных средств
наглядности при выступлении; умение отвечать
на незапланированные вопросы.
Для
того чтобы создать условия для эффективной
самостоятельной творческой проектной
деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную рабо
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
При работе по методу проектов необходимо учитывается психолого-физиологические особенности школьников.
Темы проектов учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
2. Проектная деятельность на уроках технологии.
Одна из задач учителя технологии - поощрять творческие задумки
ребёнка, стремление к его реализации.
Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку,
поддержать в любой ситуации, не подавлять
желание порыва, творческой идеи учащегося,
а направлять их. Каждому ученику необходимо
дать возможность ощутить свои силы, проверить
себя. Очень важно создать атмосферу творческой
рабочей обстановки. Также важно, чтоб
творческий проект был посильным для ребенка
и доступным для детского восприятия.
Проектный метод обучения предполагает,
что проектирование выполняется не под
опекой преподавателя, а вместе с ним,
строится не на педагогическом диктате,
а на педагогике сотрудничества, когда
учитель превращается в консультанта,
опытного руководителя творческой деятельностью
учащихся.
В примерные программы образо
Проектная деятельность учащихся состоит
из трех этапов: организационно-
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.
Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты, дизайнерские и экономические проекты.
Все проекты воплощаются учащимися на основе использования ИКТ-технологий.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем я обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды.
Слабоватым учащимся предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума; провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности, затем ученицы приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с ними просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной, так как своей критикой могу сбить желание продолжить работу у учащихся.
Информация о работе Проектная деятельность на уроках технологии