Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:44, доклад

Описание работы

1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у школьников.
3. Апробировать различные типы проектной деятельности на занятиях по реализации программы духовно-нравственного воспитания.
4. Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке.

Файлы: 1 файл

проектная деятельность.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. И.Т. ТАРАНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ДОКЛАД

 

 

Тема: «Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   х.Савдя, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания».

    Задачи:

 

1.  Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2. Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у школьников.

3.  Апробировать различные типы проектной деятельности на занятиях по реализации  программы духовно-нравственного воспитания.

4. Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке.

 

Результатом грамотно выстроенной проектной деятельности, становится повышение познавательной активности  школьников и интереса к предмету.

Изучением познавательной активности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста младших школьников занимались такие выдающиеся ученые, как Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е. Дмитриева, Л.В. Занков, В.С. Мухина и др. 

   Развитие познавательной активности школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.

Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие: вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий; вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий; уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты. Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках; инициативности в познавательной и других видах деятельности; избирательности в их выборе; стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности; распространении интереса на другие занятия; наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности. Главным показателем сформированности познавательной  активности у школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе.

Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Творческий проект в наибольшей степени решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.

Новизна опыта.        

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что организация проектной деятельности  при реализации программы  духовно-нравственного воспитания будет способствовать повышению познавательного интереса у школьников, обеспечит готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Новизна идеи заключается в том, что смоделировали процесс развития познавательной активности школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания, а также определили наиболее эффективные виды проектной деятельности.         

   Проекты в начальной школе - это проблематично. Но все-таки возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,

-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,

-заинтересованностью ученика в проекте.

 

 

                                               

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Если мы посмотрим на детские рисунки, то увидим, что там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Однако на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

Однако духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей  быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе.

Решить поставленные задачи, воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Литература.

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.-М., 2000.
  2. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.-М., 1998.
  3. Лагодина Е.Н. проблемы нравственного воспитания детей в России.

    -М. Просвещение, 2006.

                                                                             

                                                                    Подготовила:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                   Емельянова М.Ю.                      


Информация о работе Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания