Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:11, контрольная работа
Цель. – осознать необходимость использования в профессиональной деятельности этических норм.
Задачи :
1. Способствовать формированию личностных ценностных ориентаций в деятельности социального работника.
2. Развивать общественно значимые мотивы .
3. Сформировать знания о профессиональных этических нормах и правилах.
Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;
- регулятивная — вытекает из
потребности регулировать
- организационная — служит
- управляющая — служит
- мотивационная — служит
- координирующая — обеспечивает
сотрудничество всех
- регламентирующая — направляет
и обусловливает выбор
- воспроизводственная —
- воспитательная — служит
- коммуникативная — служит
- оптимизирующая — способствует
повышению эффективности и
- стабилизирующая —
- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
- превентивная — предохраняет,
предостерегает социального
- прогностическая — позволяет
прогнозировать действия и
- информационная — приобщает
социальных работников к
- социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая — служит делу
приобщения социального
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность
- уважение права клиента на
принятие самостоятельного
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.
В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.
Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.
Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.
1. Белякова Г. И. Профессиональная этика. — М., 1975.
2. Бербешкина 3. А. Этика социального работника // Теория и практикасоциальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1993.
3. Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.
4. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
5. Ример Ф.Г. Ценности и этика
// Энциклопедия социальной
6. Сараева Д. А. Этика социальной работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.
Информация о работе Профессиональная деятельность этических норм