Профессиональная деятельность этических норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель. – осознать необходимость использования в профессиональной деятельности этических норм.
Задачи :
1. Способствовать формированию личностных ценностных ориентаций в деятельности социального работника.
2. Развивать общественно значимые мотивы .
3. Сформировать знания о профессиональных этических нормах и правилах.

Файлы: 1 файл

професссиональная этика соц.работника КОНТР.РАБ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:

- оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия работников;

- регулятивная — вытекает из  потребности регулировать поведение  и действия социального работника  в различных формальных и неформальных  ситуациях;

- организационная — служит улучшению  организации социальной работы, требуя от участников процесса  деятельности творческого выполнения  своих обязанностей и профессионального  долга;

- управляющая — служит средством  социального управления поведением  и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

- мотивационная — служит средством  формирования социально и профессионально  одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает  сотрудничество всех участников  процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет  и обусловливает выбор социальным  работником или социальной службой  целей, методов и средств оказания  помощи клиенту;

- воспроизводственная — позволяет  воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит средством  воспитания и совершенствования  личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит средством  коммуникации между специалистами  и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует  повышению эффективности и качества  социальной работы, повышению статуса  профессии в обществе, уровня  его моральности;

- стабилизирующая — способствует  стабилизации отношений среди  социальных работников, между социальными  работниками и клиентами и  их близкими, между социальными  работниками и представителями  различных учреждений;

- рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника  от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

- прогностическая — позволяет  прогнозировать действия и поведение  отдельных социальных работников  и их коллективов, их этическое  развитие;

- информационная — приобщает  социальных работников к системе  ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

- социальная — способствует  созданию условий, благоприятных  для осуществления социальной  работы в обществе;

- социализирующая — служит делу  приобщения социального работника  к господствующей в обществе  системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

- соблюдение разумных интересов  клиента;

- личная ответственность социального  работника за нежелательные для  клиента и общества последствия  его действий;

- уважение права клиента на  принятие самостоятельного решения  на любом этапе совместных  действий;

- принятие клиента таким, каков  он есть;

- конфиденциальность;

- доброжелательность;

- бескорыстие;

- честность и открытость;

- полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белякова Г. И. Профессиональная  этика. — М., 1975.

2. Бербешкина 3. А. Этика социального работника // Теория и практикасоциальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1993.

3. Медведева Г.П. Этика социальной  работы. - М.: Владос, 1999. - 208 с.

4. Митрошенков О.А. Философия: учебник. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

5. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы.- М., 1993-1994. Т. 3.

6. Сараева Д. А. Этика социальной  работы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 86 с.

 

 


 



Информация о работе Профессиональная деятельность этических норм