Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:44, лекция
Совершенствование качества дошкольного образования напрямую зависит от уровня подготовки и профессиональной компетентности воспитателя. Одним из непременных условий успешного профессионального роста педагога является его целенаправленная и систематическая работа над собой. Мыслящий педагог непременно обнаружит противоречие между необходимым и реальным запасом своих знаний.
Профессиональная компетентность воспитателя:
моделирование индивидуальной траектории развития
(Материалы Е.В. Гречихо, методиста Витебского областного института развития образования)
Совершенствование качества дошкольного образования напрямую зависит от уровня подготовки и профессиональной компетентности воспитателя. Одним из непременных условий успешного профессионального роста педагога является его целенаправленная и систематическая работа над собой. Мыслящий педагог непременно обнаружит противоречие между необходимым и реальным запасом своих знаний. Причины трудностей заключаются не столько в недостатке педагогических знаний, хотя и это очень актуально для педагогов системы дошкольного образования, сколько в необходимости переосмысления и переформирования знаний в новой социокультурной и образовательной ситуации. Разрешение данного противоречия возможно только при включении педагога в систему непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается целенаправленная систематическая познавательная деятельность, осуществляемая педагогом в течение всей жизни.
Самообразование – специально организованная, самостоятельная систематическая деятельность человека, направленная на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых общеобразовательных целей.
Готовность к самообразованию предполагает наличие у педагога:
-глубоких и прочных знаний, используемых
в качестве основы
- действенных мотивов, побуждающих
педагога к познавательной
-развитых навыков
-сформированных операций
- умений самоорганизации познавательной деятельности (выбор источников познания, форм самообразования, планирования, организации рабочего места, саморегуляции, самоучёта и др.).
Мотивы самообразования педагога. Самообразование – необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Однако как бы ни были высокие способности педагога к самообразованию, этот процесс не всегда реализуется на практике. Основными составляющими этой потребности являются:
- ежедневная работа с
- желание творчества;
- изменения, происходящие в жизни общества;
- конкуренция;
- общественное мнение;
- интерес.
Источники самообразования:
- жизнь во всем многообразии своих проявлений;
- книг, периодические издания, СМИ, интернет;
-исследовательская
-обучение на ПК, работа по основной специальности;
-хобби.
Критерии качества самообразования:
-актуальность (решение более значимых проблем);
-прогностичность (требования не сегодняшнего, а завтрашнего дня;
- рационалистичность (определение цели и способов их достижения с максимальным результатом);
- чувствительность к сбоям (способность
своевременно отражать
- целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);
- контролируемость (проверка соответствия реально полученных промежуточных результатов);
- сбалансированность (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим и др.).
Принципы разработки самообразовательной программы: последовательности, научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, индивидуализации, результативности, актуальности, межпредметности.
Разработка самообразовательной программы.
Название исходить из профессиональной деятельности, формулировка должна быть короткой, привлекательной, отражать содержание самообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения детей дошкольного возраста (детей 5-6 лет) культуре безопасного поведения».
1. Пояснительная записка.
2. Технологический план-график самообразования.
3. Оценка эффективности самообразовательной работы.
4. Механизм презентации достигнутых результатов.
5. Литература.
6. Приложения: аналитическая статья по программе, практико-методические материалы.
2.1. Пояснительная записка
В пояснительной записке обосновывается необходимость программы по самообразованию, указывается уровень решения проблемы на данный момент, раскрывается новизна работы для педагога и для образования, т.е. создаётся преамбула (введение) в проблему. Далее прописывается цель. Цель – это опосредованное указание на результат самообразовательной работы. Цель должна быть одна. В глобальном масштабе – изменение мировоззрения, культуры личности самообразовывающегося, в общепедагогическом плане – нравственное воспитание воспитанников, создание авторской школы, методики, в дидактическом плане – развитие личностных качеств, организация образовательного процесса. Конкретизация цели определяется задачами. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: «Как достичь цели?» При формулировки задач может быть следующая классификация:
- познавательные (развитие или
включение в познавательную
- развития (развитие личности, активности, самостоятельности);
- мотивационные (мотивация рассматривается
как побуждение к деятельности,
создание атмосферы творчества)
- социально-педагогические (формирование общественной активности, самореализации в социуме);
- обучающие (формирование специальных
знаний, умений; удовлетворение
- эстетические (привитие навыков аккуратности, культуры поведения, формирование умения ценить красоту);
- оздоровительные (формирование ЗОЖ).
Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного. Они должны соответствовать как цели, так и содержанию и методам предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, а совершённость действия («оказать», «отработать», «освоить», «организовать», «создать», «внедрить» и т.д.).
Далее излагаются концептуальные основы самообразования педагога: прогнозируемые результаты и основные принципы. После этого даётся ответ на вопрос: «Каким образом я могу достигнуть результата?», т.е. рассматривается в общих чертах методика самообразовательной работы. Следующий аспект пояснительной записки – теоретический базис программы. Автор указывает на учёных и практиков, их труды, на основании которых он собирается осуществить процесс самообразования. Последний аспект пояснительной записки – тезаурус. Понятийный словарь педагогический и психологический словарь, который будет фигурировать в образовательной программе.
2.2. Технологический план-график самообразования.
Технологический план-график предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. В него могут быть включены различные компоненты. Основными их будут содержание предполагаемой деятельности (что?) и условия его освоения (как? за счёт чего?). Примерная схеме технологического плана-графика может быть следующей:
Этапы |
Шаги |
Время |
Содержание |
Механизм реализации |
Ресурсы |
Результаты (продукты) | |
методы |
формы | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В качестве этапов могут быть: подготовительный, основной, заключительный. В качестве этапов могут выступать задачи, поставленные в самообразовательной программе.
Каждый этап дробится на
шаги по его реализации. Например,
на подготовительном этапе
Время прописывается в конкретных сроках: ноябрь, в течение года и др.
Механизм реализации – методы и формы самообразовательной работы. Основные формы - беседы, встречи, дискуссии, опыты, экскурсии и др. Основные методы – анализ, классификация, систематизация, обобщение, изучение, внедрение, диагностика, описание, оценка и др.
Раздел «Ресурсы» предполагает наличие или создание различных видов оборудования, средств и способов реализации программы. Это ответ на вопрос: «Что мне для этого нужно?».
Результаты (продукты) - это трансформирование цели деятельности. Например, если в качестве цели было определено «Изучение литературы по вопросу», то в качестве результата может быть обозначено: приобретение теоретических знаний по исследуемой проблеме. В качестве результата (предмета) – это аналитическая статья по проблеме. Продукт деятельности – это опредмеченный результат, что можно увидеть или к чему можно прикоснуться.
В этом разделе даётся ответ на вопрос: «Каким образом, за счёт чего будет оцениваться эффективность работы по самообразовательной программе?». Следовательно, надо дать характеристику получаемых знаний, умений и навыков самообразовательной работы. Необходимо помнить, что знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, умения – с практическими, навыки – с культурными. Таким образом, в этой части программы осуществляется определение и описание критериев оценки результатов самообразовательной работы. В большинстве случаев результат приобретает форму перечня знаний и умений самообразования. Если речь идёт о творческом процессе, то результатами могут быть изменения в познавательных процессах и профессиональных намерениях, в психических механизмах, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами, овладении приёмами творческой деятельности. Должны быть оговорены и показатели каждой задачи программы, и то, каким образом эти показатели будут использоваться, оцениваться и анализироваться. Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результатов работы на основе описания планируемых результатов. Результатом самообразования по программе может быть определённый объём знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа, улучшение показателей. Продуктом самообразования – презентабельные результаты: выставки, концерты, публикации и др.
Оценка эффективности самообразовательной работы осуществляется по следующим направлениям: должен знать и должен уметь.
Должен знать: основные теоретические положения по проблеме, взгляды учёных, педагогов-практиков на проблему, степень решённости данной проблемы в научно-методической литературе.
Должен уметь: Организовать работу с воспитанниками по данному направлению, осуществлять выбор наиболее эффективных методов и приёмов, осуществлять дифференцированный подход к детям, работать с информацией, оценивать свои возможности и возможности воспитанников.
2.4. Механизм презентации достигнутых результатов Результата самообразования необходимо презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились – положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определённой сфере педагогической деятельности. Отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели. Презентация может быть в самых разнообразных формах: выступление на конференции, форуме, публикации, участие в конкурсах, смотрах, реклама на педагогическом мероприятии, КВН, викторины, методическое объединение, открытое мероприятие и др.
2.5. Приложения.
Эта часть программы является желательной, но не обязательной. В неё могут быть включены:
-аналитическая статья по
- практико-методические
Вопросы и задания для самопроверки
Рекомендованная литература для самостоятельной работы