Профессиональная компетентность воспитателя: моделирование индивидуальной траектории развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:44, лекция

Описание работы

Совершенствование качества дошкольного образования напрямую зависит от уровня подготовки и профессиональной компетентности воспитателя. Одним из непременных условий успешного профессионального роста педагога является его целенаправленная и систематическая работа над собой. Мыслящий педагог непременно обнаружит противоречие между необходимым и реальным запасом своих знаний.

Файлы: 1 файл

Профессиональная компетентность.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональная компетентность воспитателя:

моделирование индивидуальной траектории развития

(Материалы Е.В. Гречихо, методиста Витебского областного института развития образования)

Совершенствование качества дошкольного образования напрямую зависит от уровня подготовки и профессиональной компетентности воспитателя.  Одним из непременных условий успешного профессионального роста педагога является его целенаправленная и систематическая работа над собой. Мыслящий педагог непременно обнаружит противоречие между необходимым и реальным запасом своих знаний. Причины трудностей заключаются не столько в недостатке педагогических знаний, хотя и это очень актуально для педагогов системы дошкольного образования, сколько в необходимости переосмысления и переформирования знаний в новой социокультурной и образовательной ситуации. Разрешение данного противоречия возможно только  при включении педагога в систему непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается целенаправленная систематическая познавательная деятельность, осуществляемая педагогом в течение всей жизни.

Самообразование – специально организованная, самостоятельная систематическая деятельность человека, направленная на достижение определённых личностно  и (или) общественно значимых общеобразовательных целей.

Готовность к самообразованию предполагает наличие у педагога:

-глубоких и прочных знаний, используемых  в качестве основы самостоятельной  познавательной деятельности;

- действенных мотивов, побуждающих  педагога к познавательной деятельности;

-развитых навыков самостоятельного  овладения знаниями и умениями;

-сформированных операций умственной  деятельности (анализ, сравнение, выделение  существенного, установление причинно-следственных  связей), видение проблем и путей  их решения;

- умений самоорганизации познавательной деятельности (выбор источников познания, форм самообразования, планирования, организации рабочего места, саморегуляции, самоучёта и др.).

Мотивы самообразования педагога. Самообразование – необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Однако как бы ни были высокие способности педагога к самообразованию, этот процесс не всегда реализуется на практике. Основными составляющими этой потребности являются:

- ежедневная работа с информацией;

- желание творчества;

- изменения, происходящие в жизни общества;

- конкуренция;

- общественное мнение;

- интерес.

Источники самообразования:

- жизнь во всем многообразии  своих проявлений;

- книг, периодические издания, СМИ, интернет; 

-исследовательская деятельность; 

-обучение на ПК, работа по основной специальности;

-хобби.

Критерии качества самообразования:

-актуальность (решение более значимых проблем);

-прогностичность (требования не  сегодняшнего, а завтрашнего дня;

- рационалистичность (определение  цели и способов их достижения  с максимальным результатом);

- чувствительность к сбоям (способность  своевременно отражать отклонения  реального положения дел);

- целостность (полнота и согласованность  действий, необходимых для достижения  цели);

- контролируемость (проверка соответствия  реально полученных промежуточных результатов);

- сбалансированность (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим  и др.).

Принципы разработки самообразовательной программы: последовательности, научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, индивидуализации, результативности, актуальности, межпредметности.

Разработка самообразовательной программы.

    1. Название программы

Название исходить из профессиональной деятельности, формулировка должна быть короткой, привлекательной, отражать содержание самообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения детей дошкольного возраста (детей 5-6 лет) культуре безопасного поведения».

    1. Структура программы

1.  Пояснительная записка.

2.  Технологический план-график самообразования.

3. Оценка эффективности самообразовательной работы.

4. Механизм презентации достигнутых результатов.

5. Литература.

6. Приложения: аналитическая статья по программе, практико-методические материалы.

2.1.  Пояснительная записка  

В пояснительной записке обосновывается необходимость программы по самообразованию, указывается уровень решения проблемы на данный момент, раскрывается новизна работы для педагога и для образования, т.е. создаётся преамбула (введение) в проблему. Далее прописывается цель. Цель – это опосредованное указание на результат самообразовательной работы. Цель должна быть одна. В глобальном масштабе – изменение мировоззрения, культуры личности самообразовывающегося, в общепедагогическом плане – нравственное воспитание воспитанников, создание авторской школы, методики, в дидактическом плане – развитие личностных качеств, организация образовательного процесса. Конкретизация цели определяется задачами. Формулируя задачи, автор отвечает на вопрос: «Как достичь цели?» При формулировки задач может быть следующая классификация:

- познавательные (развитие или  включение в познавательную деятельность);

- развития (развитие личности, активности, самостоятельности);

- мотивационные (мотивация рассматривается  как побуждение к деятельности, создание атмосферы творчества);

- социально-педагогические (формирование  общественной активности, самореализации  в социуме);

- обучающие (формирование специальных  знаний, умений; удовлетворение образовательных  потребностей);

- эстетические (привитие навыков  аккуратности, культуры поведения, формирование умения ценить красоту);

- оздоровительные (формирование ЗОЖ).

Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного. Они должны соответствовать как цели, так и содержанию и методам предполагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, а совершённость действия («оказать», «отработать», «освоить», «организовать», «создать», «внедрить» и т.д.).

Далее излагаются концептуальные основы самообразования педагога: прогнозируемые результаты и основные принципы. После этого даётся ответ на вопрос: «Каким образом я могу достигнуть результата?», т.е. рассматривается в общих чертах методика самообразовательной работы. Следующий аспект пояснительной записки – теоретический базис программы. Автор указывает на учёных и практиков, их труды, на основании которых он собирается осуществить  процесс самообразования. Последний аспект пояснительной записки – тезаурус.  Понятийный словарь педагогический и психологический словарь, который будет фигурировать в образовательной программе.

    2.2.  Технологический план-график самообразования.

Технологический план-график предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. В него могут быть включены различные компоненты. Основными их будут содержание предполагаемой деятельности (что?) и условия его освоения (как? за счёт чего?). Примерная схеме технологического плана-графика может быть следующей:

Этапы

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации

Ресурсы

Результаты

(продукты)

методы

формы

1

2

3

4

5

6

7

8

               

 

В качестве этапов могут быть: подготовительный, основной, заключительный. В качестве этапов могут выступать задачи, поставленные в самообразовательной программе.

 Каждый этап дробится на  шаги по его реализации.  Например, на подготовительном этапе может  быть: изучение литературы, встречи  с учёными, методистами и практиками, диагностика исходного состояния  и др.

Время прописывается в конкретных сроках: ноябрь, в течение года и др.

Механизм реализации – методы и формы самообразовательной работы. Основные формы - беседы, встречи, дискуссии, опыты, экскурсии и др.  Основные методы – анализ, классификация, систематизация, обобщение, изучение, внедрение, диагностика, описание, оценка и др.

Раздел «Ресурсы»  предполагает наличие или создание различных видов оборудования, средств и способов реализации программы. Это ответ на вопрос: «Что мне для этого нужно?».

Результаты (продукты) - это трансформирование цели деятельности. Например, если в качестве цели было определено «Изучение литературы по вопросу», то в качестве результата может быть обозначено: приобретение теоретических знаний по исследуемой проблеме. В качестве результата (предмета) – это аналитическая статья по проблеме. Продукт деятельности – это опредмеченный результат, что можно увидеть или к чему можно прикоснуться.

    1. Оценка эффективности самообразовательной работы.

 В этом разделе даётся ответ на вопрос: «Каким образом, за счёт чего будет оцениваться эффективность работы по самообразовательной программе?».  Следовательно, надо дать характеристику получаемых знаний, умений и навыков самообразовательной работы. Необходимо помнить, что знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, умения – с практическими, навыки – с культурными. Таким образом, в этой части программы осуществляется определение и описание критериев оценки результатов самообразовательной работы. В большинстве случаев результат приобретает форму перечня знаний и умений самообразования. Если речь идёт о творческом процессе, то результатами могут быть изменения в познавательных процессах и профессиональных намерениях, в психических механизмах, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной сферами, овладении приёмами творческой деятельности. Должны быть оговорены и показатели каждой задачи программы, и то, каким образом эти показатели будут использоваться, оцениваться и анализироваться. Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы проверки результатов работы на основе описания планируемых результатов. Результатом самообразования по программе может быть определённый объём знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа, улучшение показателей. Продуктом самообразования – презентабельные результаты: выставки, концерты, публикации и др.

Оценка эффективности самообразовательной работы осуществляется по следующим направлениям: должен знать и должен уметь.

Должен знать: основные теоретические положения по проблеме, взгляды учёных, педагогов-практиков на проблему, степень решённости данной проблемы в научно-методической литературе.

Должен уметь: Организовать работу с воспитанниками по данному направлению, осуществлять выбор наиболее эффективных методов и приёмов, осуществлять дифференцированный подход к детям, работать с информацией, оценивать свои возможности и возможности воспитанников.

2.4.  Механизм презентации достигнутых результатов Результата самообразования необходимо презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились – положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определённой сфере педагогической деятельности. Отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели. Презентация может быть в самых разнообразных формах: выступление на конференции, форуме, публикации, участие в конкурсах, смотрах, реклама на педагогическом мероприятии, КВН, викторины, методическое объединение, открытое мероприятие и др.

2.5. Приложения.

Эта часть программы является желательной, но не обязательной. В неё могут быть включены:

-аналитическая статья по проблеме  самообразования (написанная на  основе изучения ряда теоретических  и практических источников);

- практико-методические материалы, разработанные или заимствованные  в литературе смообразовывающимся  субъектом (таблицы, планы, методические  рекомендации, практические разработки  и др.).

 

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Как бы определили основной смысл понятия «самообразование»?
  2. Сформулируйте мотивы самообразования педагога.
  3. Оценка эффективности самообразовательной работы.
  4. Какова структура технологического план-графика самообразования?

 

 

Рекомендованная литература для самостоятельной работы

 

  1. Гречихо, Е.В. Самообразовательная программа: ресурсы, компоненты, алгоритм действия / Гречихо Е.В.// Народная асвета.- 2009.- №1.- С.43-49.
  2. Сулимова, Н.Э. Продуктивное саморазвитие педагога / Сулимова,  Н.Э. //Народная асвета.- 2009.-№2.- С34-38.
  3. Хацкевич, В.Д. Самообразование – необходимое условие профессиональной деятельности /Хацкевич В.Д. //Народная асвета.-.-2009.-№1.- С.50-53.

Информация о работе Профессиональная компетентность воспитателя: моделирование индивидуальной траектории развития