Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:09, доклад
На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации инвалидов к изменяющимся условиям социальной среды. Именно люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными.
Профессиональная ориентация
в системе непрерывного образования
лиц с ограниченными
Лопотько Людмила Петровна, учитель-дефектолог
Разделы: Социальная педагогика
На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации инвалидов к изменяющимся условиям социальной среды. Именно люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными.
Полноценное вовлечение большинства
инвалидов в социальную жизнь
в настоящее время встречает
значительные трудности. Это обусловлено,
прежде всего, ограничениями на получение
равноценного общего и профессионального
образования и как следствие
этого, снижением социально-
Школа-интернат № 32 I, II и V вида
города Прокопьевска Кемеровской области
– это комплексное
Основная задача специального
(коррекционного) образовательного учреждения
– воспитание, развитие, трудовая подготовка
и адаптация в окружающем мире
граждан с ограниченными
Профориентация – это
определенная система мероприятий,
направленных на наиболее эффективное
решение проблемы сопряжения человека
и профессии. Это система психолого-
Профориентация, трудовое воспитание и обучение решает следующие задачи:
– обучение учащихся политехническим занятиям и профессионально-техническим умениям и навыкам;
воспитание любви к труду и уважения к людям труда;
развитие технического мышления и творческих способностей;
всестороннее развитие личности
школьника с ограниченными
повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации;
подготовка учащихся к профессиональной, трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.
Профориентационная работа в школе-интернате строится с учетом состояния слуха и речи, уровня познавательного и речевого развития и индивидуальных особенностей воспитанников.
Профориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом и общественными организациями школы. Задача школьного врача в этом направлении сводится к оказанию профконсультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера. Школьная библиотека проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подбор литературы о труде, организацию диспутов по прочитанным книгам, обзоры литературы.
Социальный педагог в
конце каждого учебного года проводит
анкетирование в целях изучения
интересов и склонностей
Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Дети участвуют в общественно полезном труде, посещают кружки по интересам, выпускают газеты и альбомы об интересных профессиях, ездят на экскурсии на предприятия. Психолог при проведении бесед заостряет внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.
Огромные возможности и благоприятные условия для профессиональной ориентации создаются в процессе трудового обучения. Учителя трудового обучения работают в тесном контакте с мастерами производственного обучения, используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности. Учителя ведут кружковую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся. В школе высокого уровня достигла система эстетического воспитания. Творческие работы детей-инвалидов неоднократно отмечались призами и подарками на городских и областных выставках.
Систему профориентации мы начинаем
с групп дошкольной подготовки. В
этом возрасте ведется воспитание положительного
отношения к труду, интереса к
трудовой деятельности. Мы приводим ребят
на экскурсию в учебно-
В младших классах детям
дается общее представление о
профессиональном труде с использованием
жизненного опыта и “житейских”
понятий, происходит знакомство с окружающими
людьми и их профессиями. Опираясь на
любознательность, впечатлительность
и активность детей в этом возрасте,
необходимо пробуждать у них интерес
к отдельным видам трудовой деятельности,
к отдельным профессиям, формировать
положительное отношение к
В основной школе расширяются
возможности ознакомления школьников
с отраслями народного
Одним из важнейших условий повышения уровня квалификации неслышащей молодежи является связь профессиональной и общеобразовательной подготовки. В ходе профессиональной подготовки необходимо глубже раскрыть законы, принципы и положения научных знаний, лежащих в основе технологии производства, трудовых умений и навыков. В связи с этим в системе непрерывного образования школы-интерната педагоги работают над установлением более тесных связей между профессиональным и общим образованием. Это усиление практической направленности в преподавании учебных дисциплин, установление межпредметных связей, решение задач с профессиональным содержанием, интеграция в процессе обучения.
Общедоступное и бесплатное
специальное образование для
лиц с ограниченными
В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.
Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.
Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор – основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.
В специальном (коррекционном)
образовательном учреждении разработана
система непрерывного образования
детей с ограниченными
В настоящее время школа-интернат
№ 32 г. Прокопьевска осуществляет процесс
социально-трудовой реабилитации, профессиональной
подготовки воспитанников, имеющих
умственную отсталость. Инвалидам по
слуху предоставляется
Выпускникам школы-интерната для детей с нарушениями слуха и речи сложно продолжить образование и получить высокую квалификацию, профессию “по душе”. Эта ситуация мотивировала педагогический коллектив актуализировать проблему профессионального образования школьников.
В целях обеспечения адаптации и интеграции в общество детей и подростков с нарушенной слуховой функцией было принято решение обучать инвалидов по слуху рабочим профессиям “Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей”, “Станочник широкого профиля”, “оператор ЭВМ”, “Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики” в профессиональном училище общего типа города Прокопьевска. Разработан проект совместной деятельности школы-интерната № 32 с ГОУ НПО ПУ № 41 , заключен договор специального (коррекционного) учреждения и учреждения профессионального образования.
Школа-интернат № 32 обеспечивает воспитанникам:
бесплатное проживание, питание, медицинское обслуживание;
переводчики-дактилологи организуют перевод теоретического и производственного обучения профессиональной подготовки;
учителя-дефектологи проводят работу по коррекции речи, закрепляют профессиональную терминологию на индивидуальных занятиях.
Старейшее профессиональное
училище города несет ответственность
за начальную профессиональную подготовку
выпускников школы-интерната, создает
атмосферу гуманизма, оптимизма, положительного
отношения к инвалиду. Реализуется
основная цель профессиональной реабилитации:
подготовка высококачественного
Граждан-инвалидов, способных
и желающих вести активный образ
жизни, необходимо стимулировать к
получению профессии с
Увеличивается число необоснованных отказов в приеме на работу из-за “языкового барьера”, неготовности рабочего места, коллег и клиентов к коммуникации с инвалидом.
Необходимо решать вопросы, связанные с повышением образовательного и профессионального уровня лиц данной категории, повышать социальный статус инвалида, способствуя его интеграции в социум как равного среди равных. Государство должно создать систему, дающую инвалиду возможность подняться до конкурентноспособного уровня и помочь реализовать его способности в соответствующей профессиональной области. Инвалидам должна быть обеспечена равная государственная поддержка и общественное признание.