Профессиональная педагогическая деятельность учителя начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:41, реферат

Описание работы

Изучив современные тенденции развития начального образования, можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в начальной школе – это парадигма развития личности в культуросообразной среде. Учитель только тогда сможет создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда. Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отношением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

Файлы: 1 файл

реферат по дисцип. Технологии саморав. уч..docx

— 20.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»


Институт детства 

 

Кафедра начального естественно–математического  образования

Магистерская программа  «Управление качеством начального образования».                                                              

Дисциплина «Технологии саморазвития учителя начальных классов»

                                                      ( реферат) 

 

                                                  Выполнила: 

                                                                      студентка I курса магистратуры

                                                                   Анисимова Светлана Александровна.

 

                                                                                    Проверила:

                                                                                   к. пс. н, доцент    

                                                                      Котова  Светлана Аркадьевна.                                                                                                 

                                                                                      

                                                                                      

    

 

Санкт - Петербург

2013г.

Профессиональная  педагогическая   деятельность   учителя начальной школы.

Изучив современные тенденции  развития начального образования, можно  выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в начальной школе – это парадигма развития личности в культуросообразной среде. Учитель только тогда сможет создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда. Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отношением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

Изменения, происходящие с  личностью учителя начальных  классов в процессе ее вхождения  как субъекта деятельности в профессию, несомненно, представляют собой важный аспект личностного и профессионального  развития. В то же время сущность и закономерности этого процесса еще не стали объектами пристального внимания и исследовательского поиска и требуют более глубокого  их рассмотрения.

 Личностное и профессиональное  развитие учителя начальных классов  в педагогической деятельности  – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы:

  • адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условиях;
  • идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности;
  • творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций.

В организационном плане  личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов является результатом его целенаправленного  включения в систему образования  и подготовки к решению профессиональных задач.

 В психолого-акмеологическом плане это процесс количественных и качественных изменений психики учителя в рамках оптимального процесса саморазвития и самореализации. Этот процесс связан с совершенствованием умственных и физических возможностей, формированием новых способностей и психических структур, которые позволяют учителю осуществлять новые для него виды деятельности, определяемые избранной профессией.

В своем содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов  означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии. Оно включает личностный опыт преодоления  трудностей и препятствий и самостоятельное  достижение успешных результатов профессионального  роста. Ядро этого процесса можно  представить как синтез, органическое единство профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и  готовности к преобразующей деятельности.

А нужны ли учителю начальных классов особые профессионально важные качества?

 Большая часть учителей  испытывают любовь к ученикам  и считают, что это чувство  является одним из самых важных  профессиональных качеств. Многие  убеждены, что для успешной работы  с младшими школьниками обязательно  нужны специальные знания и  умения, относящиеся к учебным  предметам и методике их преподавания, к характеристике особенностей  учащихся младших классов. 

К главным чертам личности учителя начальных классов были отнесены такие свойства характера, как доброта, терпение, внимательность, чуткость, правдивость, самообладание, требовательность, человечность и некоторые другие.

 В целом в этот  перечень вошло более 20 качеств  личности, и все они действительно  важны для успеха профессиональной  деятельности учителя начальных  классов. По мнению опрошенных, большинство из них обладает нужными чертами характера, хотя и в разной степени; многие учителя стремятся усовершенствовать свой характер.

Анализ результатов опроса позволил выделить наиболее важные личностные качества учителя начальных классов: на первом месте находится любовь к детям, на втором – профессиональная компетентность, на третьем – терпение, на четвертом месте доброта и пятое отдано педагогическому мастерству.

Анализ результатов бесед  с учителями, завучами, директорами  школ, преподавателями вузов позволяет, не претендуя на полноту, выделить следующие условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов:

1) глубокие знания в  области предмета обучения, понимание  учителями принципов, концептуальных  идей, заложенных в той или  иной технологии

обучения;

2) свободное владение  широким спектром отдельных методов,  приемов и способов проектирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом в начальной школе;

3) наличие умений соотнести  логику построения системы методов  обучения, организации деятельности  школьников в рамках педагогической  технологии с реальными личностными характеристиками учеников, что обеспечивает правильность выбора педагогической технологии;

4) способность к рефлексии  в ходе реализации той или  иной педагогической технологии  и ее корректировке в рамках заложенных в ней принципов и концептуальных идей.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным  трудовым действиям, ответственность  и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала  в полной мере относятся и к  педагогу. Обретение этих ценных качеств  невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Педагог начальной школы  должен:

1. Учитывать своеобразие  социальной ситуации развития  первоклассника в связи с переходом  ведущей деятельности от игровой  к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие  умения учиться (универсальных  учебных действий) до уровня, необходимого  для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации  учебной деятельности достижение  метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как  самый значимый взрослый в  социальной ситуации развития  младшего школьника, к общению  в условиях повышенной степени  доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на  непосредственные по форме обращения  детей к учителю, распознавая  за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные  образовательные результаты своих  учеников.

6. Учитывать при оценке  успехов и возможностей учеников  неравномерность индивидуального  психического развития детей  младшего школьного возраста, а  также своеобразие динамики развития  учебной деятельности мальчиков  и девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. М. В. Николаева// Особенности личностного и профессионального

      развития  учителя начальных классов в  педагогической деятельности/

       ж.: « Плюс до и после», 2012.

2.   Профессиональный  стандарт педагога ( проект).


Информация о работе Профессиональная педагогическая деятельность учителя начальной школы