Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:18, статья
Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования базируется на модели профессиональной переподготовки, ориентированной на современные подходы личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, системно-деятельностный подход и новые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальной школы, преемственность обучения и формирование общенаучных, общепрофессиональных и предметных компетенций.
Профессиональная
переподготовка педагогов в системе
дополнительного
Казакова М. А.
Россия, г. Омск, Омская область,
БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»
Изменения, происходящие
в современной системе образова
Концепция модернизации
школьного образования и
Социальный заказ общества повлек за собой необходимость увеличения количества учителей иностранного языка, работающих в начальной школе. В этой связи, профессиональные компетенции учителей начальной школы существенно расширяются. Знание иностранного языка и специфики обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе все чаще становятся обязательными компетенциями не только для учителя иностранного языка, но и для учителя начальных классов.
Необходимо отметить,
что модернизация школьного образования
осложняется рядом
Важной государственной задачей становится поиск новых ресурсов для подготовки учителей начальных классов к реализации нового вида профессиональной деятельности, а именно к обучению младших школьников иностранному языку.
Данные положения определяют объективную потребность в создании оптимальной модели переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования, в которой была бы учтена преемственность высшего профессионального образования педагогов по профилю «Начальное образование», гармонизированы организация и содержание подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку.
Данная потребность
возникла в силу противоречий, существующих
в современной системе
Становится очевидным, что для реализации задачи переподготовки учителей начальных классов (подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку) в условиях дополнительного профессионального образования необходимо разработать и гармонизировать модель переподготовки, ее содержание, формы, виды, технологии обучения и контроля и организацию процесса переподготовки с учетом личностно-ориентированной парадигмы образования, системно-деятельностного подхода и новых требований к профессиональному образованию, которое обеспечило бы формирование необходимого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку.
Процесс профессиональной
переподготовки учителя начальных
классов в условиях дополнительного
профессионального образования
имеет определенную специфику по
сравнению с процессом
Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования базируется на модели профессиональной переподготовки, ориентированной на современные подходы личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, системно-деятельностный подход и новые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальной школы, преемственность обучения и формирование общенаучных, общепрофессиональных и предметных компетенций.
При создании модели профессиональной переподготовки учитывались реальные требования школ Омской области по характеру, содержанию и срокам профессиональной переподготовки.
Помимо этого, целеполагание, отбор содержания образования, технологии обучения, система мониторинга, контроля и оценки результатов обучения соотносятся со спецификой дополнительного профессионального образования, условиями модернизации образовательной среды и профессиональными потребностями слушателей.
Методика обучения в рамках программы профессиональной переподготовки педагогов учитывает сформированные ранее социальные, психолого-педагогические, коммуникативные характеристики личности слушателей, предыдущий опыт изучения ими иностранного языка, их опыт получения первого высшего образования в высших профессиональных заведениях, опыт профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, сочетает разные формы организации учебного процесса, ориентируется на интенсификацию и оптимизацию обучения, строится на последовательном формировании профессиональной компетентности.
Таким образом, особую актуальность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты приобретает проблема подготовки учителей и развития их профессиональной компетентности. Существующие модели подготовки учителей иностранного языка в высших учебных заведениях традиционно фундаментальны, но не решают проблему ликвидации дефицита учителей иностранного языка в начальной школе.
Одним из путей решения данной проблемы можно считать разработку модели профессиональной переподготовки учителей иностранного языка, которая обеспечит формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку и стимулирует к непрерывному профессиональному развитию. К несомненным достоинствам программы переподготовки педагогов (подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку) можно отнести небольшую протяженность по времени, что позволяет быстро решать вопросы кадровой обеспеченности школ Омской области; наличие у слушателей мотивации при выборе данного вида деятельности; отсутствие необходимости в адаптационном периоде для интеграции учителей в школьное образовательное пространство; тесная связь слушателей с системой дополнительного профессионального образования; преемственность и непрерывный характер профессионального развития.
Литература