Профессиональная переподготовка в системе дополнительного профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:18, статья

Описание работы

Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования базируется на модели профессиональной переподготовки, ориентированной на современные подходы личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, системно-деятельностный подход и новые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальной школы, преемственность обучения и формирование общенаучных, общепрофессиональных и предметных компетенций.

Файлы: 1 файл

статья ПП в ДПО.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональная  переподготовка педагогов в системе  дополнительного профессионального  образования

 

 Казакова М. А.

 Россия, г. Омск, Омская область,

БОУ ДПО «Институт  развития образования Омской области»

 

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по однажды полученной специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности для тех педагогов, которые в силу объективных или субъективных причин решили приступить к реализации нового вида профессиональной деятельности. В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, готового и стремящегося перейти от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», гарантирующему профессиональное развитие, социализацию,  востребованность  и профессиональную мобильность педагога в современном, динамично меняющемся мире.

Концепция модернизации школьного образования и разработанные  в этой связи новые стандарты  начального и общего образования предусматривают  изучение иностранного языка как обязательного предмета уже в начальной школе, что позволяет говорить о признании социального интереса к изучению иностранных языков.

Социальный заказ общества повлек за собой необходимость увеличения количества учителей иностранного языка, работающих в начальной школе. В этой связи, профессиональные компетенции учителей начальной школы существенно расширяются. Знание иностранного языка и специфики обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе все чаще становятся обязательными компетенциями не только для учителя иностранного языка, но и для учителя начальных классов.

Необходимо отметить, что модернизация школьного образования  осложняется рядом обстоятельств, одним из которых является острая нехватка педагогических кадров, способных работать в новых условиях, а именно нехватка учителей иностранного языка для начальных классов. Согласно последним статистическим данным, следует признать, что  количество учителей иностранного языка в Омской области не является достаточным для реализации ФГОС НОО. Следовательно,  с 1 сентября 2012 года реализация ФГОС НОО в части изучения иностранного языка со 2-ого класса будет обеспечиваться, в основном, учителями начальных классов.

Важной государственной задачей становится поиск новых ресурсов для подготовки учителей начальных классов к реализации нового вида профессиональной деятельности, а именно к  обучению младших школьников иностранному языку.

Данные положения  определяют объективную потребность в создании оптимальной модели переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования, в которой была бы учтена преемственность высшего профессионального образования педагогов по профилю «Начальное образование», гармонизированы организация и содержание подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку.

Данная потребность  возникла в силу противоречий, существующих в современной системе педагогического  образования в России в целом и в Омской области в частности. Во-первых, очевидны возросшие потребности школ Омской области в учителях иностранного языка для начальных классов и ограниченные возможностями высших учебных заведений быстро решить эту задачу. Во-вторых, наблюдается противоречие между требованиями современных нормативных образовательных документов к адресности подготовки учителей иностранного языка для начальных классов с учетом специфики педагогической деятельности в начальной школе и отсутствием адресности подготовки учителей иностранного языка для начальных классов в современной системе высшего профессионального образования. В-третьих, недостаточная разработанность в системе дополнительного профессионального образования условий переподготовки учителей начальных классов, а именно подготовки учителей к реализации нового вида деятельности по обучению младших школьников иностранному языку не отвечает объективным потребностям общества в условиях поликультурности и многоязычия в качественной профессиональной подготовке учителя иностранного языка для начальных классов в сжатые сроки.

Становится очевидным, что для реализации задачи переподготовки учителей начальных классов (подготовки учителей начальных классов к  обучению младших школьников иностранному языку) в условиях дополнительного профессионального образования необходимо разработать и гармонизировать модель переподготовки, ее содержание, формы, виды, технологии обучения и контроля и организацию процесса переподготовки с учетом личностно-ориентированной парадигмы образования, системно-деятельностного подхода и новых требований к профессиональному образованию, которое обеспечило бы формирование необходимого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку.

Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных  классов в условиях дополнительного  профессионального образования  имеет определенную специфику по сравнению с процессом подготовки учителя иностранного языка в  системе высшего профессионального образования, которая проявляется в целеполагании, структуре, содержании образования, в системе мониторинга, контроля, оценке профессиональной компетентности и требует иных форм организации и методики обучения.

Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования базируется на модели профессиональной переподготовки, ориентированной на современные подходы личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, системно-деятельностный подход и новые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальной школы, преемственность обучения и формирование общенаучных, общепрофессиональных и предметных компетенций.

При создании модели профессиональной переподготовки учитывались реальные требования школ Омской области по характеру, содержанию и срокам профессиональной переподготовки.

Помимо этого, целеполагание, отбор содержания образования, технологии обучения, система мониторинга, контроля и оценки результатов обучения соотносятся со спецификой дополнительного профессионального образования, условиями модернизации образовательной среды и профессиональными потребностями слушателей.

Методика обучения в  рамках программы профессиональной переподготовки педагогов учитывает сформированные ранее социальные, психолого-педагогические, коммуникативные характеристики личности слушателей, предыдущий опыт изучения ими иностранного языка, их опыт получения первого высшего образования в высших профессиональных заведениях, опыт профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, сочетает разные формы организации учебного процесса, ориентируется на интенсификацию и оптимизацию обучения, строится на последовательном формировании профессиональной компетентности.

Таким образом, особую актуальность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты приобретает проблема подготовки учителей и развития их профессиональной компетентности. Существующие модели подготовки учителей иностранного языка в высших учебных заведениях традиционно фундаментальны, но не решают проблему ликвидации дефицита учителей иностранного языка в начальной школе.

Одним из путей решения  данной проблемы можно считать разработку модели профессиональной переподготовки учителей иностранного языка, которая обеспечит формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку и стимулирует к непрерывному профессиональному развитию. К несомненным достоинствам программы переподготовки педагогов (подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку) можно отнести небольшую протяженность по времени, что позволяет быстро решать вопросы кадровой обеспеченности школ Омской области; наличие у слушателей мотивации при выборе данного вида деятельности; отсутствие необходимости в адаптационном периоде для интеграции учителей в школьное образовательное пространство; тесная связь слушателей с системой дополнительного профессионального образования; преемственность и непрерывный характер профессионального развития.

 

Литература

  1. Воронина Г.И. Система дополнительного педагогического образования: новые ориентиры. // Иностранные языки в школе. – 2000. - №3. – С.56-60.
  2. Гаргай В.Б. Модели повышения квалификации учителей на западе // Методист – 2004. - №2. – С. 8-10.
  3. Махмурян К.С. Дополнительная образовательная программа послевузовского профессионального образования для получения квалификации «учитель английского языка». – М.: МИОО; 2003. -291 с.
  4. Yucel B. Exploring teacher autonomy: now and the future? / IATEFL №3, 2005. Pp. 37-42.

Информация о работе Профессиональная переподготовка в системе дополнительного профессионального образования