Профессиональная Я-концепция в работе педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

В профессиональной деятельности педагога большое значение имеет сформированная адекватная «Я-концепция». Она выступает необходимым условием личностного развития педагога, его самоактуализации, самореализации, является также неотъемлемым компонентом педагогического мастерства и профессиональной компетентности. Педагог со сформированной адекватной «Я - концепцией» более успешно реализует все компоненты педагогической деятельности: постановка задач, контроль, самоанализ и т.д.

Содержание работы

Введение стр. 3
Глава 1 стр.4- 6
Глава 2 стр. 7
Глава 3 стр.8-9
Глава 4 стр.10-12
Глава 5 стр.13
Заключение стр.14-15
Список использованной литературы стр.16

Файлы: 1 файл

Профессиональная Я-концепция в работе педагога..doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

В.А. Степанов в своих  исследованиях выделяет следующие  виды самооценки:

  • прогностическая самооценка – оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним (оценка будущих достижений);
  • актуальная самооценка – оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развёртывания деятельности. Основой этого вида самооценки является самоконтроль (оценка педагогом своих сегодняшних возможностей);
  • ретроспективная самооценка – оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, поступков. Одной из характеристик выступает мера критичности к себе (оценка вчерашних достижений);
  • выделяется ещё один вид: рефлексивная самооценка – предполагаемая оценка себя со стороны других.

 

 

 

 В структуре  самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно  выделять аспекты:  
          а) операционально-деятельностный; 
          б) личностный. 
          Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).           

Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

                                                          

 

 

                                                        Глава 5.

В процессе профессиональной деятельности педагог взаимодействует с коллегами, администрацией образовательного учреждения, воспитанниками. От степени удовлетворённости данным взаимодействием, присутствия положительных эмоций и чувства уверенности зависит формирование адекватной «Я-концепции» педагога. Адекватную «Я-концепцию» педагога можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами неадекватной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

У педагога, позитивно  воспринимающего себя, повышаются уверенность  в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Педагог  с низкой профессиональной самооценкой  испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты.

Особенно важно то, что положительная «Я-концепция» педагога способствует и развитию положительной «Я-концепции» воспитанников. Адекватная «Я-концепция» порождает конструктивные формы поведения и деятельности, педагог проявляет большую самостоятельность, инициативу, ответственность. Позитивно оценивая свои возможности, педагог пытается реализовать себя. Неадекватная «Я-концепция» приводит к деструктивной активности человека (самоутверждение за счет других, избегание и т. п.). Здесь выбор стратегии и тактики поведения и способов деятельности часто продиктован деструктивными побуждениями.

 

                                                                

 

                                                               

                                               Заключение.

Значение Я-концепции  для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.

Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики  и поведения индивида, поскольку  определяет интерпретацию опыта  и служит источником ожиданий индивида.

На основании рассмотренных  вопросов сформулируем следующие выводы:

1. Профессиональная позиция  педагога-воспитателя - одно из  важнейших условий развития личности  ребенка. Позиция - это единство  сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним  из способов реализации его  базовых ценностей. 

2. Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики педагогической позиции: дистанционная, «уровневая», кинетическая; социальная. Эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.

3. Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.

4. Развитие у педагога  ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.

5. Изучение профессиональной  позиции педагога-воспитателя имеет  важное значение. Оно позволяет  выяснить: является ли воспитание  сознательно выбранной деятельностью  педагога (или педагог всего лишь  выполняет возложенную на него  кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно.

                                 Список использованной литературы

 

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989.
  2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие. – Ростов-на-Дону, 2003.
  3. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.
  4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.
  5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональная Я-концепция в работе педагога