Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:08, реферат
В профессиональной деятельности педагога большое значение имеет сформированная адекватная «Я-концепция». Она выступает необходимым условием личностного развития педагога, его самоактуализации, самореализации, является также неотъемлемым компонентом педагогического мастерства и профессиональной компетентности. Педагог со сформированной адекватной «Я - концепцией» более успешно реализует все компоненты педагогической деятельности: постановка задач, контроль, самоанализ и т.д.
Введение стр. 3
Глава 1 стр.4- 6
Глава 2 стр. 7
Глава 3 стр.8-9
Глава 4 стр.10-12
Глава 5 стр.13
Заключение стр.14-15
Список использованной литературы стр.16
В.А. Степанов в своих исследованиях выделяет следующие виды самооценки:
В структуре
самооценки вообще и профессиональной
самооценки в особенности целесообразно
выделять аспекты:
а) операционально-деятельностный;
б) личностный.
Операционально-
Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
В процессе профессиональной деятельности педагог взаимодействует с коллегами, администрацией образовательного учреждения, воспитанниками. От степени удовлетворённости данным взаимодействием, присутствия положительных эмоций и чувства уверенности зависит формирование адекватной «Я-концепции» педагога. Адекватную «Я-концепцию» педагога можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами неадекватной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты.
Особенно важно то,
что положительная «Я-
Значение Я-концепции для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионной эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествуют и служат мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что Я-концепция выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.
Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
На основании рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:
1. Профессиональная позиция
педагога-воспитателя - одно из
важнейших условий развития
2. Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики педагогической позиции: дистанционная, «уровневая», кинетическая; социальная. Эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.
3. Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.
4. Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.
5. Изучение профессиональной
позиции педагога-воспитателя
Список использованной литературы
Информация о работе Профессиональная Я-концепция в работе педагога