Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 03:42, статья
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, добавим, что условиями, способствующими актуализации профессионального саморазвития студентов педагогического вуза, являются самостоятельная диагностика индивидуальных целей профессионального саморазвития; участие преподавателя в планировании самостоятельной работы студента; разработка принципов и форм самостоятельной работы, исходя из стратегической цели профессионального саморазвития; формирование у студентов постоянной потребности в самосовершенствовании.
Необходимо отметить, что профессиональное саморазвитие студента возможно и эффективно лишь при условии включения в данный процесс преподавателя и его квалифицированной помощи, и наоборот.
Казакова Н.В.
ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
Профессиональное саморазвитие студентов
в условиях педагогического процесса
Социальным заказом
Как отмечает И. А. Зимняя, «…студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии» [3, 42]. Мы добавим, что студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего профессионала.
Профессиональному саморазвитию в образовательном пространстве отводится особое место, как инструментальной деятельности, обеспечивающей адаптацию будущего профессионала к изменяющейся действительности, где в контексте профессионального саморазвития кристаллизуются самостоятельное творчество, инновационное мышление, рефлексивная деятельность, прогнозирование и проектирование собственного профессионально-личностного образования и развития. Профессионально-личностное саморазвитие студента предполагает комплексное и вариативное использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, видение проблем в разнообразных ситуациях и осмысление путей их решения, способность к рефлексии, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию [2, 15]. В этой связи проблема профессионального саморазвития личности является актуальной проблемой педагогики высшей школы.
Одной из составляющих данной проблемы выступает выявление психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию, самосовершенствование и саморазвитие студентов. Цели обучения в вузе все чаще интерпретируются как формирование у студентов умения самостоятельно «добывать» профессиональные знания, овладевать «способами деятельности через усвоение обобщенных характеристик усваиваемого материала» (В.П.Беспалько), обобщенными представлениями о познавательной деятельности как целостной системе (Н.Т.Алексеев). Педагогика высшей школы в последнее время акцентирует внимание на разработке средств интенсификации профессионального развития человека в условиях, «имитирующих» его будущую профессиональную деятельность (А.А.Вербицкий, Г.Н.Ильина и др.) [4, 11].
О. В. Серебрякова считает, что эффективное профессиональное саморазвитие студентов возможно при реализации в учебном процессе педагогического вуза следующих условий:
– профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза будет рассматриваться как самоуправляемый и самоконтролируемый процесс формирования и развития профессионально важных качеств личности, актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности, в котором студент выступает и как субъект, и как объект деятельности;
– направленность на профессиональное саморазвитие студента педагогического вуза будет рассматриваться как одна из специфических целей педагогического образования, нуждающаяся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;
– применение технологий формирования индивидуальности будущего педагога, совершенствования профессиональных педагогических и исследовательских качеств личности студента учитывает индивидуальные особенности профессионального саморазвития студентов;
– содержание учебного процесса предполагает наличие системы методов и приемов, стимулирующих постоянный самоконтроль и самооценку студентов [4, 153].
Исходя из анализа психолого-
Необходимо отметить, что профессиональное саморазвитие студента возможно и эффективно лишь при условии включения в данный процесс преподавателя и его квалифицированной помощи, и наоборот. Имея в виду, что педагогический процесс вуза предполагает взаимодействие студента и преподавателя с целью решения образовательных задач, одной из которых и является становление профессионала, это становится вполне планомерным.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личностное саморазвитие студента и связанное с ним саморазвитие педагога является важнейшим фактором, условием, средством и критерием гуманизации педагогического процесса образовательного учреждения. В педагогическом вузе особую роль инструмента профессионального образования играет все то, что «создает духовно-нравственную атмосферу вуза: характер взаимоотношений в студенческой среде, стиль педагогического общения и взаимодействия в обучении, в совместной научно-исследовательской и иной творческой деятельности, неформальное общение преподавателей со студентами» [1, 321]. И если в вузе всеми его субъектами старательно удерживается духовность всех этих отношений, то это и выступает определяющим фактором актуального личностно-профессионального саморазвития и студентов, и преподавателей. Активное личностное саморазвитие субъектов образовательного процесса выступает в этом случае критерием развитости педагогического вуза как образовательного учреждения.
Литература:
Информация о работе Профессиональное саморазвитие студентов в условиях педагогического процесса