Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны. Мы не только узнаём наркоманов в толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Уже давно известно, что не менее половины молодых россиян хотя бы однократно принимали тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотики, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.
Современная ситуация
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди подростков…………………………………………………...6
Наркомания как социальная проблема современного общества…………..6
Формирование наркотической зависимости у подростков………………...9
Классификация наркотических веществ…………………………………...13
Глава 2. Основы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях города Ставрополя ………………………………………………17
Сущность и содержание профилактики наркомании в образовательных учреждениях города Ставрополя …………………………………………...17
Мониторинг наркоситуации в городе Ставрополе ……………………… .20
Оценка эффективности предпринимаемых профилактических мер……...25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………...35
Первая стадия может
быть названа неврозоподобной
(неврастенической), поскольку помимо
расстройств настроения и сна,
свойственных астеническим состояниям,
здесь могут наблюдаться
раздражительность, повышенная
утомляемость, нарушение концентрации
внимания, гиперестезии, умеренно
выраженные негативные
Кроме того, на первой стадии формирования наркотической зависимости, как и на всем протяжении заболевания, наблюдается повышение толерантности, т.е. переносимости наркотика, адаптации организма ко все возрастающим дозам. В связи с этим наркоманы с каждым приемом для получения того же эйфорического или другого эффекта вынуждены повышать дозу вводимого вещества.
Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как отмечает Рожков М. И.[18], основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта, а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Первая проба, как правило, не приводит к серьезным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. Однако первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание.
Главная задача взрослого на этом этапе по мнению Комиссарова Б. Г.[11] - своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнейшего наркогенного заражения. Молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика. При формировании психической зависимости снижается сила и «приятность» эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Задача педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию.
2. Наркоманическая стадия характеризуется формированием физической зависимости от наркотика. Под физической зависимостью понимается адаптивное состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами: как уже было сказано выше, организм адаптируется к приему наркотических веществ, наркотик как бы “вплетается” в обмен веществ, и прекращение приема наркотического вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройствам, характеризующим синдром абстиненции. Абстинентный синдром представляет собой комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма.
Сирота Н. А. и Ялтонский В. М. отмечают[21], что педагог не в состоянии самостоятельно помочь несовершеннолетнему со сформированной физической зависимостью. Собственно говоря, и шанс столкнуться с таким школьником у педагога не так высок, поскольку крайне редко страдающие физической зависимостью подростки продолжают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реабилитации в условиях больницы. Однако в последующем после возвращения к нормальной жизни роль педагога окажется для них чрезвычайно значимой. Доброжелательный, компетентный взрослый сможет обеспечить ребенку в школе условия для успешной социо-психологической реабилитации, поможет установить контакты с одноклассниками и другими учителями.
3. Этап развития соматической патологии. Василенко Н.Ю отмечает[1], что на данной стадии введение наркотика не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Кроме психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатии, слабости, астении и анергии) формируются также соматические дефекты в виде перерождения сердечной мышцы, атрофических изменений половых органов, изменений в центральной нервной системе (нарушения структуры нервных клеток, в особенности нейронов коры больших полушарий). При тяжелом течении наркомании отмечаются определенные изменения ядерного аппарата нервных клеток. Как правило, наблюдается общее истощение. Грубых снижений памяти, интеллекта в полном смысле этого слова у больных наркоманией не наблюдается. Смертельные исходы, в основном, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.
К сожалению, мало кто из
школьников, только начинающих свое знакомство
с дурманом, догадывается о коварстве
наркотических веществ и
1.3. Классификация наркотических веществ
Есть множество способов классификации наркотиков. Это зависит от признаков, по которым их делят, от степени и диапазона их воздействия на организм человека. Одна из самых популярных классификаций делит наркотики на 5 основных групп[7]:
Конопля – однолетнее растение, достигающее пяти метров в высоту. Все растение конопли, за исключением корня и семян, содержит тетрагидроканнабинол (ТГК) – вещество, дающее опьяняющий эффект. Существуют три основных наркотических продукта, изготовляемых из конопли:
- марихуана (содержание ТГК: от 1 до 20%),
- гашиш (содержание ТГК: от 5 до 25%),
- гашишное масло или экстракт конопли (содержание ТГК: до 60%).
Опиатами называются наркотики, получаемые из опия-сырца, который добывают из опийного мака. Опий-сырец путем многоступенчатой переработки превращается в морфин-основание и морфин, которые при дальнейшей химической обработке могут быть превращены в героин.
К ним относятся производное эфедрина – эфедрон, кокаин и кат, а также синтетические вещества амфетамин и фенметразин. Общее свойство этих препаратов заключается в том, что они снимают усталость, голод и жажду, а также повышают настроение и чувство уверенности в себе. Человек, находящийся под воздействием психостимуляторов, переоценивает свои силы и недооценивает трудности и последствия своих действий.
Галлюциногены – общее
название для группы наркотиков, действующих
на органы чувств одинаковым образом.
Они изменяют ощущение реальности,
в том числе вызывают искажение
слуховых и зрительных впечатлений,
в связи с чем галлюцинации,
вызванные наркоманией, трудно отделить
от других психозов. Для галлюциногенов
характерны не только обманы зрения и
слуха, но и тактильные галлюцинации
и галлюцинации анализатора, отвечающего
за положение тела в пространстве.
Галлюциногены могут быть растительного
происхождения или
В России около десятка снотворных (барбитуратов) отнесены к разряду наркотиков. Точно так же, как и алкоголь, снотворные оказывают негативное влияние на работу сердца, печени и мозга, приводят к тяжелым расстройствам характера, психозам и могут вызвать судорожные припадки. Длительное злоупотребление снотворными вызывает снижение интеллекта. Люди часто комбинируют алкоголь со снотворными, а такая комбинация исключительно опасна, так как может вызвать смерть от остановки дыхания. Ожидается, что всё больше снотворных будут признаны наркотиками.
Часть синтетических наркотиков дает как психостимулирующий, так и галлюциногенный эффект. Однако их обычно относят к одной из вышеперечисленных групп.
Современная ситуация в России по мнению Герасименко Н.Ф.[5] характеризуется расширением распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьёзную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. На общем неблагоприятном фоне распространения наркомании среди населения большую обеспокоенность вызывает увеличившееся потребление наркотических средств подростками и молодежью. Проблема злоупотребления психоактивных веществ подростками и молодежью достаточно остро стоит в нашем городе. На учете в Краевом клиническом наркологическом диспансере в 2009 году[22] состояли 50 несовершеннолетних. Учитывая, что регистрируются только те больные и лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, которые добровольно обратились за медицинской помощью или были направлены на лечение по решению суда, реальное число потребителей наркотических и токсических веществ с учетом коэффициента латентности превышает официальные данные в 7-10 раз.
Колесова Л.С. подчеркивает[10], что возникновение и становление наркомании связано с воздействием наркотика на эмоционально - позитивные центры головного мозга и формированием наркотической зависимости. Наркотическая зависимость - появление необходимости систематически принимать вещества, меняющие психическую регуляцию организма. Процесс развития наркомании включает три стадии: формирование психической, затем физической зависимости от наркотика и развитие соматической патологии.
Согласно одной из наиболее распространенных классификаций, все наркотики можно разделить на пять основных групп:
По мнению Герасименко Н.Ф.[5] проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема – она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Молодежь нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно.
Глава 2. Основы профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях города Ставрополя
2.1 Сущность и содержание профилактики наркомании в образовательных учреждениях города Ставрополя
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. Условиями успешной профилактической работы, как отмечает Волжская Н.Ю.[2], являются ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками и молодежью в образовательной среде.
Профилактика – это
совокупность государственных, общественных,
социально-медицинских и
Под профилактикой в социально-
- предотвращение возможных
физических, психологических или
социо-культурных
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
- содействие ребенку в
достижении социально значимых
целей и раскрытии его
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий[6]:
- нейтрализующие;
- компенсирующие;
- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
- устраняющие эти
- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Наркомания - это сложная
социально-экономическая
С этой целью созданы органы управления и координации профилактической работы[13]:
- Совет по общественной безопасности города Ставрополя, одной из задач которого является объединение усилий и координация работы администрации города, других заинтересованных организаций и ведомств по профилактике наркомании и другой зависимости от психоактивных веществ;
Информация о работе Профилактика наркомании среди подростков