Профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Наркотическая ситуация в стране остается напряженной и является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Растет немедицинское потребление наркотиков, алкоголя, в первую очередь среди молодежи и подростков.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основные характеристики подростковой наркомании
1.1 Феномен "Подростковая наркомания"
1.2 Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде
2.1 Виды, стратегии и направления профилактики наркомании
2.2 Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

По данным исследований родителей детей, употребляющих  психоактивные вещества, были обнаружены:

социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);

неудовлетворительные  условия быта в результате распада  семьи;

материальная необеспеченность родителей;

воспитание детей в  неполной семье.

На основании приведенных  данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей  степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

К социальным факторам относят  две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние  предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.

Учет особенностей подросткового  возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий  этой болезни, поможет родителям  предотвратить их возникновение.

1.2 Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков

 

Наркомания - страшная, неизлечимая  или, по крайней мере, трудноизлечимая  болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более - ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.

В чем причина опасной  распространенности наркотиков? Только ли в том, что государство не может  наладить должный контроль над их оборотом? Думается, это правда лишь отчасти. В том, что люди (в первую очередь, подростки и дети) решают попробовать наркотические вещества, виновато не только государство. Нести ответственность за это должно и общество, и школа, и семья. [1 с.33-40]

Кто больше всего страдает от последствий наркомании? Безусловно, сам человек и его ближайшее окружение. А раз так, кто, как не семья и ближайшие родственники, должен заниматься предотвращением беды? Кто, как не родители, должны первыми распознать тревожные признаки пагубного пристрастия?

Именно родители - первые должны знать причины, которые могут способствовать развитию наркомании:

. Отсутствие успеха  в реализации собственных целей  и устремлений.

. Нечеткое понимание  перспектив в жизни.

. Повышенный уровень  агрессии, лояльное отношение к  насилию.

. Недостаточно высокий  уровень зрелости, пониженная самооценка (особенно на фоне завышенных родительских ожиданий).

. Отсутствие сформированной  системы ценностей, авторитетов.

. Наличие стрессовых  и кризисных ситуаций в личной  и семейной жизни.

. Частые конфликты  и отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

. Вхождение в группу  сверстников, имеющих определенные  ценностные ориентиры.

. Низкая школьная успеваемость, нежелание учиться, отсутствие  увлечений.

. Плохие отношения  со школьными учителями, низкий  уровень доверительности.

Если хотя бы один из этих факторов имеет место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.

Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.

Даже если между родителями сложились сложные отношения, или  у них самих в жизни все  идет далеко не гладко, нельзя забывать о детях, о том, что они нуждаются  в сочувствии и поддержке. Не можете справиться самостоятельно - обратитесь за помощью к психологу. В период, когда ребенок еще только становится "трудным подростком", эта мера вполне оправдана [2].

К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается с пути истинного.

Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?

. По внешнему виду  и поведению. Наркотическое опьянение  бывает похоже на алкогольное,  однако оно характеризуется полным  отсутствием или наличием только  слабого запаха алкоголя изо  рта. При этом человек ведет  себя странно: он может стать болтливым, смешливым, импульсивно жестикулировать или, наоборот, стать вялым и расслабленным. Речь становится невнятной. Лицо человека в состоянии наркотического опьянения бледнеет или краснеет, глаза блестят, зрачки либо сужаются, либо становятся чересчур широкими.

. По наличию следов  уколов на руках, ногах и  других характерных частях тела.

. По изменениям голоса (он часто становится осиплым), жалобам на сухость во рту.

. При употреблении  некоторых видов наркотиков возможны  галлюцинации.

В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия  у ребенка наркотической или  иной зависимости, следует незамедлительно  обратиться к врачу.

Чем раньше это произойдет - тем  выше шанс на то, что удастся взять  ситуацию под контроль.

Подростковый возраст с его  неустойчивой самооценкой и эмоциональной  уязвимостью - наиболее удобное время  приобщения к наркотикам. Подростки  также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Выводы по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.

Учет особенностей подросткового  возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий  этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.

 

Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде

2.1 Виды, стратегии и направления  профилактики наркомании

 

Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.

В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ  может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании имеет  целью предотвратить возникновение  нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это  может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания  индивидом себя, поведенческих, когнитивных  и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска  наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего  процесса.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством  нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально  эффективного поведения.

Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого  психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

воздействие средств  массовой информации;

антинаркотическое обучение;

использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

проведение антинаркотических  мотивационных акций;

организация деятельности социальных работников и волонтеров;

деятельность системы  ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

развитие личностных ресурсов;

формирование социальной и персональной компетентности;

развитие адаптивных стратегий поведения;

формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и  их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной  профилактики - изменение дезадаптивных  и псевдоадаптивных моделей поведения  риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением  различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия - изменение  дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование мотивации  на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем - преодолевающего  поведения;

Психологические технологии:

преодоление барьеров осознания  эмоциональных состояний

осознание формирующейся  зависимости от наркотика как  проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и  развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением  нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение  употребления алкоголя, наркотиков или  других психоактивных веществ.

Вторая стратегия - изменение  зависимых, дезадаптивных форм поведения  на адаптивные.

Третья стратегия - осознание  ценностей личности.

Четвертая стратегия - изменение  жизненного стиля.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Информация о работе Профилактика наркомании