Программа диагностики детей с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:34, доклад

Описание работы

Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье: состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха.

Файлы: 1 файл

ППД детей с нарушениями слуха (дефицитарный тип дизонтогенеза).doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Программа диагностики детей с нарушениями  слуха.

Пояснительная записка.

    Известно, что нормальное  развитие ребенка возможно только  при совокупности нескольких  условий. Первое условие связано  с состоянием здоровья ребенка  (биологический фактор развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно. Необходимо второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а также для развития всех видов деятельности. Третье условие, необходимое для нормального развития, - активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).

    Термин «дизонтогения»  был введен для обозначения   различных форм нарушения нормального  онтогенеза, возникающих в детском  возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

    Многообразие проявлений  нарушений слуха обусловливает  необходимость дифференциации, выделения  основных групп детей. Психолого-педагогическая  классификация детей с нарушениями  слуха важна для организации их обучения и воспитания, для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

    К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

    По состоянию слуха  различают детей слабослышащих  и глухих.

    Тугоухость – стойкое  понижение слуха, вызывающее затруднения  в восприятии речи. Тугоухость  может быть выражена в различной степени – от небольшого восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

    Глухота – наиболее  резкая степень поражения слуха,  при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

    Психическое развитие  детей с нарушенным слухом  проходит в особых условиях  восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

   Это – особый вид дизонтогенеза  – дефицитарное развитие. Первичный  дефект, нарушение слуха, ведет  к недоразвитию речи – функции,  связанной со слухом наиболее  тесно, а также к замедлению  развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

    Психическое развитие  детей с нарушенным слухом  подчиняется закономерностям, которые  обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Эти общие положения характеризуются следующими положениями.

  1. Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребёнка.
  2. Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики.
  3. Неравномерность психического развития детей.
  4. Развитие – это цепь качественных изменений. Психика ребёнка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов, происходящих при развитии ребёнка.
  5. Развитие высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми и лишь постепенно становятся внутренними функциями самого ребёнка.

    Психическое развитие  детей с нарушениями слуха  подчиняется тем же закономерностям,  которые характерны для детей,  имеющих различные отклонения  в психическом развитии. Все дети  с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие о структуре дефекта. Первичный дефект – нарушение слуха приводит к отклонениям второго и третьего порядка. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причём чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция.

    Вторичные отклонения  являются основными объектами  психолого-педагогической коррекции  развития при нарушенном слухе.  Необходимость наиболее ранней  коррекции вторичных нарушений  обусловлена особенностями психического  развития детей. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

    В психическом развитии  детей со всеми типами нарушений  можно выделить специфические  закономерности.

    При всех типах нарушений  наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации.

    Следующей закономерностью  является трудность словесного опосредствования.

    Для всех  типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий.

    В психическом развитии  детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития.

    Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объём внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.

    Вторая закономерность – отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребёнка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

 

 

 

 

Особенности организации  психолого-педагогической диагностики  детей с нарушениями слуха

Психолого-педагогическое изучение детей  с нарушениями слуха сопровождается целым рядом трудностей, связанных  со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребёнком обращенной к нему речи, отсутствие речи или её неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

Для диагностики  особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье: состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребёнка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

В дошкольном возрасте особое внимание при диагностике  следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь – формированию взаимосвязи  между мышлением и речью, а  также развитию движений. Выявление  нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.

Диагностика уровня психического развития ребёнка с нарушенным слухом является сложной проблемой. Трудно отграничить  глухоту от частичной потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых  нарушений.

При обследовании детей с нарушениями  слуха можно использовать задания, представленные в пособиях по психодиагностике дошкольного возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов  нужно учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха. При анализе психологических особенностей ребёнка необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать влияние на развитие познавательной сферы (на ранних этапах психического развития большее влияние оказывает само нарушение слуха, на последующих этапах – вторичные отклонения: отсутствие или отставание в развитии речи, замедленное по сравнению с нормой формирование мышления). Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, т.к. это одно из условий проведения проверки слуха.

При проведении психолого-педагогического  изучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха необходимо учитывать следующие факторы:

    1. развитие общения;
    2. степень развития слухового восприятия: при этом необходимо иметь данные аудиологического исследования состояния слуха ребенка; следует проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек, музыкальных инструментов и речь;
    3. особенности развития движений;
    4. характер подражания;
    5. реакция на одобрение и неудачу;
    6. представление о самом себе.

При обследовании детей дошкольного  возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические  методики, все виды психологического эксперимента, направленные на выявление  особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, мышления.

Если дети не владеют словесной  речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребёнок и взрослый могут  не пользоваться устной речью. Условия  предъявляемых заданий вытекают из характера материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребёнок владеет жестовой речью, то её можно использовать для объяснения инструкции.

При обследовании детей с нарушениями  слуха необходимо использовать задания  на изучение всех видов восприятия, предметных действий, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, поделки из пластилина).

Психолого-педагогическое изучение детей  с нарушениями слуха поможет  правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления  коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного  нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.

 

 

 

 

 

 

Программа

 

Познавательный  процесс

Состояние при  нарушении слуха

Методики

Ощущение и  восприятие

В дошкольном возрасте формируется  целостный образ предметов. При  специальном обучении развивается  осмысленность восприятия. Трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами, предметов в движении, предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов. Наблюдается повышение вибрационной чувствительности. Отмечается отставание в развитии сложных видов осязания. Трудности в распознавании плоских изображений.

«Разрезные картинки»

«Матрёшка»

«Пирамидка»

«Коробка форм»

«Методика Кооса»

«Классификация геометрических фигур»

Внимание

Ведущий вид внимания – непроизвольное. Устойчивость внимания к концу дошкольного возраста – 10-12 минут. Отмечаются трудности переключения внимания, больше времени требуется на «врабатывание».

«Найди и вычеркни»

«Продолжи ряд»

Память 

В окружающих предметах  и явлениях отмечают часто несущественные признаки. Плохо запоминают места расположения предметов. Редко используют приёмы опосредованного запоминания. Образы менее дифференцированные и прочные. Запоминание осмысленное, но при воспроизведении отмечаются 3 типа замен: 1) Замены по внешнему сходству слов (угол – уголь); 2) смысловые замены; 3) замены слов, в которых сочетается внешнее сходство и смысловая близость (выбрали – собрали). Лучше запоминают существительные, обозначающие конкретные предметы, хуже прилагательные и глаголы. Воспроизводят предложения только частично, пропуская слова. При припоминании дети могут смешивать сходные объекты. Зрительная память со временем совершенствуется за счет овладения жестовой речью.

 

«Угадай, чего нет»

«Узнавание фигур»

«Количественные представления и счёт»

Мышление 

Формируются соответствующие  наглядно-действенные обобщения. Доречевое  мышление–инертное, лишенное подвижности. При решении наглядно-действенных  задач дети стремятся прямо следовать  образцу, не овладевают обобщенным способом действия, поэтому при выполнении задания им требуется в 4 раза больше времени и в 3 раза больше показов. Усваивая обозначения предметов, их признаков и отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами этих предметов.

«Времена года»

«Классификация»

«Доска Сегена»

«Почтовый ящик»

«Четвертый лишний»

«Кубики Кооса»

Речь

Могут овладеть словесной  речью только в условиях специального обучения. Первичный образ слова  – зрительный, подкрепляемый двигательными  ощущениями. Часто не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы и окончания, ошибки при различении категорий рода и числа. Ребенок развивается в условиях полиглоссии (многоязычия): дактильная речь, жестовая, словесная письменная и словесная устная. Речь бедна по словарю, по способам высказывания.

«Представление об окружающем» (беседа)

Воображение

Долго не переходят от предметно-процессуальных игр к сюжетно-ролевым, которые  требуют создания воображаемой игровой ситуации. Сюжеты однообразны и стереотипны. Дети позже начинают использовать предметы-заместители, роли ограничены бытовой тематикой. Особенности воссоздающего воображения: образы, возникающие при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют содержанию

«Дорисуй»

Информация о работе Программа диагностики детей с нарушениями слуха