Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:34, доклад
Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье: состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха.
Программа
диагностики детей с
Пояснительная записка.
Известно, что нормальное
развитие ребенка возможно
Термин «дизонтогения»
был введен для обозначения
различных форм нарушения
Многообразие проявлений
нарушений слуха обусловливает
необходимость дифференциации, выделения
основных групп детей.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.
Тугоухость – стойкое
понижение слуха, вызывающее
Глухота – наиболее
резкая степень поражения
Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это – особый вид
Психическое развитие
детей с нарушенным слухом
подчиняется закономерностям,
Психическое развитие
детей с нарушениями слуха
подчиняется тем же
Вторичные отклонения
являются основными объектами
психолого-педагогической
В психическом развитии
детей со всеми типами
При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации.
Следующей закономерностью является трудность словесного опосредствования.
Для всех
типов аномального развития
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития.
Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объём внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.
Вторая закономерность – отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребёнка внешних воздействий, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
Особенности организации психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха
Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями слуха
Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребёнка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье: состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребёнка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.
В дошкольном возрасте особое внимание при диагностике следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь – формированию взаимосвязи между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.
Диагностика уровня психического развития ребёнка с нарушенным слухом является сложной проблемой. Трудно отграничить глухоту от частичной потери слуха, от снижения интеллекта, от речевых нарушений.
При обследовании детей с нарушениями
слуха можно использовать задания,
представленные в пособиях по психодиагностике
дошкольного возраста, но при предъявлении
заданий и анализе результатов
нужно учитывать структуру
При проведении психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха необходимо учитывать следующие факторы:
При обследовании детей дошкольного
возраста наряду с наблюдением используются
экспериментально-
Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребёнок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия предъявляемых заданий вытекают из характера материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребёнок владеет жестовой речью, то её можно использовать для объяснения инструкции.
При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания на изучение всех видов восприятия, предметных действий, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления. Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности (рисунки, аппликации, поделки из пластилина).
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей достижению успешной компенсации данного нарушения и полноценному развитию познавательной сферы и личности.
Познавательный процесс |
Состояние при нарушении слуха |
Методики |
Ощущение и восприятие |
В дошкольном возрасте формируется целостный образ предметов. При специальном обучении развивается осмысленность восприятия. Трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами, предметов в движении, предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов. Наблюдается повышение вибрационной чувствительности. Отмечается отставание в развитии сложных видов осязания. Трудности в распознавании плоских изображений. |
«Разрезные картинки» «Матрёшка» «Пирамидка» «Коробка форм» «Методика Кооса» «Классификация геометрических фигур» |
Внимание |
Ведущий вид внимания – непроизвольное. Устойчивость внимания к концу дошкольного возраста – 10-12 минут. Отмечаются трудности переключения внимания, больше времени требуется на «врабатывание». |
«Найди и вычеркни» «Продолжи ряд» |
Память |
В окружающих предметах и явлениях отмечают часто несущественные признаки. Плохо запоминают места расположения предметов. Редко используют приёмы опосредованного запоминания. Образы менее дифференцированные и прочные. Запоминание осмысленное, но при воспроизведении отмечаются 3 типа замен: 1) Замены по внешнему сходству слов (угол – уголь); 2) смысловые замены; 3) замены слов, в которых сочетается внешнее сходство и смысловая близость (выбрали – собрали). Лучше запоминают существительные, обозначающие конкретные предметы, хуже прилагательные и глаголы. Воспроизводят предложения только частично, пропуская слова. При припоминании дети могут смешивать сходные объекты. Зрительная память со временем совершенствуется за счет овладения жестовой речью.
|
«Угадай, чего нет» «Узнавание фигур» «Количественные представления и счёт» |
Мышление |
Формируются соответствующие
наглядно-действенные |
«Времена года» «Классификация» «Доска Сегена» «Почтовый ящик» «Четвертый лишний» «Кубики Кооса» |
Речь |
Могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Первичный образ слова – зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями. Часто не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы и окончания, ошибки при различении категорий рода и числа. Ребенок развивается в условиях полиглоссии (многоязычия): дактильная речь, жестовая, словесная письменная и словесная устная. Речь бедна по словарю, по способам высказывания. |
«Представление об окружающем» (беседа) |
Воображение |
Долго не переходят от предметно-процессуальных игр к сюжетно-ролевым, которые требуют создания воображаемой игровой ситуации. Сюжеты однообразны и стереотипны. Дети позже начинают использовать предметы-заместители, роли ограничены бытовой тематикой. Особенности воссоздающего воображения: образы, возникающие при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют содержанию |
«Дорисуй» |
Информация о работе Программа диагностики детей с нарушениями слуха