Программа мотивации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека. Для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильно. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими.

Содержание работы

Введение 3
Специфика учебной мотивации студента 4
Необходимые условия 4
Стимулы для учебы 5
Некоторые практические вопросы организации и мотивации учебной деятельности 5
Управление мотивацией: некоторые принципы, инструменты, технологии 8
День 1. Погружение в стихию 8
День 2. Управление стихией 8
День 3. Слияние со стихией 8
Упражнение 1: «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни» 9
Упражнение 2: Самоисполняющиеся предсказания 12
Упражнение 3: Эффект Зейгарник 13
Упражнение 4: Алгоритм картины будущего! 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Чушь. Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Упражнение завершается  обсуждением феноменов эффекта  ореола и самоисполняющихся предсказаний.

Эффект ореола — включение  положительных черт в представление  о человеке, который высоко оценивается  нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Самоисполняющееся предсказание — предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.

Одно из наиболее часто  встречающихся самоисполняющихся  предсказаний — теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960).

Это упражнение может  быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно  задать реализационное упражнение «Самоисполняющиеся предсказания».

Упражнение 2: Самоисполняющиеся предсказания

Цель — получение  реального опыта преобразования самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция

Предлагаю потренироваться  в использовании самоисполняющихся  предсказаний в реальной жизни. Как  мы видели из упражнения «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни», человек, мало мотивированный к работе, кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным (здесь тренер ссылается на реально полученные в группе данные). В каком-то смысле мы ставим на нем крест.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах (вербально, паралингвистически и невербально). Человек воспринимает эти сигналы, и, может быть, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем. Это — психологический закон, который был подтвержден экспериментально.

Предлагаю использовать этот закон сознательно.

«Если вы берете людей  такими, каковы они есть, со всеми  присущими им недостатками, вы никогда  не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть» (Гете).

Попробуем поработать с  нашим предубеждением.

Будем действовать по следующему алгоритму (тренер выдает Алгоритм самоисполняющихся  предсказаний, см. Приложение 4).

Вспомните человека, чья мотивация  к работе кажется вам недостаточной  или неправильной. Оставьте за порогом  сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним.

Составьте для себя желаемое представление о другом человеке. Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы?

Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек  в желаемой для вас картине  будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении.

Запишите, каким вы видите новый  образ этого человека.

К чему он стремится? Что его мотивирует?

А теперь — действуйте по отношению  к нему так, как если бы он был  таким, каким вы хотите его видеть.

Если вы не можете встретиться с  ним сегодня вечером, позвоните  ему по телефону, отправьте ему  послание по электронной почте и  т. п.

Если вы не можете каким-либо образом  связаться с ним, представьте  себе, что вы сделаете, когда встретитесь с ним, и как он на это отреагирует.

На следующий день необходимо подвести итоги выполнения домашнего задания. При этом на обсуждение можно вынести  такой вопрос: «Какой эффект имели  позитивные самоисполняющиеся предсказания?».

Необходимо помнить, что это упражнение — поисковое, эвристичное. В процессе обсуждения тренер может узнать больше, чем он сам смог бы сказать.

Упражнение 3: Эффект Зейгарник

Цель — добиться реального  переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения, обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, и лучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.

Упражнение 4: Алгоритм картины будущего!

Цель — создание стратегического  плана жизни на ближайшие 5 лет  и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.

Главная задача этого индивидуального  упражнения — формирование убежденности в том, что мы во многом властны  над тем, что произойдет с нами, если мы систематически планируем свою деятельность и сами регулируем уровень  своей активации.

 

Список использованной литературы

 

1. Сидоренко Е.В. Мотивационный  тренинг. СПБ.,2000. 234с.

2. Собчик Л.Н. Мотивацнонный тест  Хекхаузена СПб.: Речь, 2002,- 16с.

3. Игры для интенсивного обучения/Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Прометей, 1991. — 219 с.

4. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий. — М.:1993. — 48 с.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

6. Альманах психологических тестов. М., 1995.  
7. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974, Выпуск 2.  
8. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.  
9. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.  
10. Ассев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.  
11. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.  
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч.пособие для ВУЗов, 1993.  
13. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.  
14. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.  
15. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 432 с.  
16. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128.  
17. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. ...д-ра психол. н. М., 1984.  
18. Проблема формирования ценностных ориентаций // Межвузовский сборник, МГПИ, 1987.  
19. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.  


Информация о работе Программа мотивации студентов