Программное обеспечение ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Программное обеспечение ДОУ. Образовательная программа…………………4
Общеобразовательная программа ДОУ и требования к ней…………………….7
Виды общеобразовательных программ. …………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Теоретические основы ДВ1.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

1) видовое разнообразие  учреждений, наличие приоритетных  направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для  реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в  группах с 12-ти часовым пребыванием  в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части  Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками  образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

В зависимости от направленности функционирующих в образовательном  учреждении групп детей дошкольного  возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.

Для всех образовательных  учреждений, имеющих группы для детей  старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Общий объем  обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов  детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие  с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление  и обогащение двигательного опыта  детей (овладение основными движениями);

формирование  у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание  образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание  культурно-гигиенических навыков;

формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание  образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование  представлений об опасных для  человека и окружающего мира природы  ситуациях и способах поведения в них;

приобщение  к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям  знаний о правилах безопасности дорожного  движения в качестве пешехода и пассажира  транспортного средства;

формирование  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Содержание  образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой  деятельности детей;

приобщение  к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание  образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание  ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его  результатам;

формирование  первичных представлений о труде  взрослых, его роли в обществе и  жизни каждого человека.

Содержание  образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование  целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание  образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической  стороны, грамматического строя  речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое  овладение воспитанниками нормами  речи.

Содержание  образовательной области «Чтение  художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование  целостной картины мира, в том  числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение  к словесному искусству, в том  числе развитие художественного  восприятия и эстетического вкуса.

Содержание  образовательной области «Художественное  творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение  к изобразительному искусству.

Содержание  образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение  к музыкальному искусству.

Основные общеобразовательные  программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Раздел  программы «Содержание коррекционной  работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды  общеобразовательных программ

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы:

- комплексная  программа включает все основные  направления развития ребенка. физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

- парциальная  программа включает одно или  несколько направлений развития  ребенка.

- целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Вариативные программы  могут быть основными и дополнительными.

Основные комплексные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

 К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы (парциальные, локальные) по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ:  «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Например, Подготовка детей к школе с задержкой психического развития. С.Г. Шевченко.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. Например, Английский язык«Волшебные ладошки», «Малыши-крепыши», «Спортивная гимнастика», «Танцевальная ритмика», Танцевальный кружок «Звёздочки», «Ритмика для малышей», «Логоритмика», «Веселые нотки», «Мир вокруг нас».

Дополнительные образовательные  программы не могут реализовываться  взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Информация о работе Программное обеспечение ДОУ