Программы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

работа содержит 8 программ воспитания в ДОУ

Файлы: 1 файл

Программы воспитания.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

Приложение 2

Программы воспитания в ДОУ: Развитие

В настоящее время достаточно широкое  распространение получила программа  «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения:

  1. теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития
  2. концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей.

Соответственно, целями данной программы  воспитания в ДОУ является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы данной программы воспитания не ставят перед собой специальной  задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов  к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе  воспитания «Развитие» заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного воспитания достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

 

Приложение 3

Программы воспитания в ДОУ: Радуга

Достаточно большой популярностью  пользуется в настоящее время  программа воспитания "Радуга". Это - комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она  направлена на решение трех основных задач:

  1. укрепление здоровья,
  2. полноценное психическое развитие каждого ребенка
  3. обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду.

Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и  терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия  и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных  ситуациях, нейтрализации агрессивных  проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью программы  воспитания является формирование эмоциональной  отзывчивости к переживаниям и проблемам  других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться  на боль и переживания взрослых и  сверстников, демонстрации примеров чуткого  отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной  разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

 

Приложение 4

Программы воспитания в ДОУ: Золотой ключик

Следующая программа воспитания в ДОУ - "Золотой ключик", разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским "принцип единства аффекта и интеллекта". Цель программы воспитания: "достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка".

Суть этого положения заключается  в том, что эмоционально-волевое  и когнитивное развитие ребенка  нельзя осуществлять изолированно, эти  две линии детского развития взаимообусловлены  и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что  в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной  сферы; именно эмоциональная привлекательность  и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

В детском саду дети объединены в  разновозрастные группы (от 3 до 10 лет), по типу большой семьи. В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с  равномерным количеством детей  всех возрастов. По мнению авторов программы: "решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного  объема знаний, практических навыков  и умений происходит в разновозрастном  общении детей друг с другом и  воспитателями, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях".

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В "Критериях  оценки развития детей к концу  года" результаты развития эмоциональной  сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.

Провозгласив центральной целью программы воспитания в ДОУ развитие эмоциональной сферы ребенка и подчинив ему развитие других сфер, авторы программы "Золотой ключик" не предлагают каких-либо специальных методов такого развития. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Программы воспитания в ДОУ: Детство

В последнее время широкое распространение  получила комплексная образовательная  программа воспитания для ДОУ  «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ воспитания в ней нравственное развитие ребенка  и формирование гуманных отношений  с другими детьми является одной  из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения  поставленных задач авторы считают  «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе воспитания «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

 

Приложение 6

Программы воспитания в ДОУ: Дружные ребята

Во многих детских садах широко используется программа воспитания «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа воспитания в ДОУ в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Программы воспитания в ДОУ: Истоки

В настоящее время в ДОУ активно  внедряется базисная программа воспитания нового типа "Истоки". Целью программы  воспитания является разностороннее и  полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе  творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям  современного общества.

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является "главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания". Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике. Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны - в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.). Следует отметить, что авторы программы воспитания "Истоки" многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

 

Приложение 8

Программы воспитания в ДОУ: выводы

Можно отметить, что в большинстве  рассмотренных программ воспитания наблюдается существенное расхождение  между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов  их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей  инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые  использовались еще в типовой  программе. Несмотря на то, что главной  задачей воспитания в большинстве  программ воспитания в ДОУ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными  методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных  навыков, с другой - правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения  и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. На что и делают упор программы воспитания в ДОУ. Однако это не так.

Формирование коммуникативных  навыков и "нравственных привычек" предполагает автоматическое воспроизведение  правила или образца поведения  в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием  модели (образцу), а с другой - через  поощрение правильных и осуждение  неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.


Информация о работе Программы воспитания