Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, реферат
работа содержит 8 программ воспитания в ДОУ
Приложение 2
Программы воспитания в ДОУ: Развитие
В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения:
Соответственно, целями данной программы воспитания в ДОУ является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.
Авторы данной программы воспитания не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».
Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе воспитания «Развитие» заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного воспитания достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.
Приложение 3
Программы воспитания в ДОУ: Радуга
Достаточно большой
Среди целей воспитания выделяются,
в частности, развитие дружелюбия и
терпимости по отношению к сверстникам.
Это достигается путем
Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.
Приложение 4
Программы воспитания в ДОУ: Золотой ключик
Следующая программа воспитания в ДОУ - "Золотой ключик", разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским "принцип единства аффекта и интеллекта". Цель программы воспитания: "достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка".
Суть этого положения
В детском саду дети объединены в
разновозрастные группы (от 3 до 10 лет),
по типу большой семьи. В каждой группе
предполагается от 15 до 25 человек, с
равномерным количеством детей
всех возрастов. По мнению авторов программы:
"решение большинства
Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В "Критериях оценки развития детей к концу года" результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.
Провозгласив центральной
Приложение 5
Программы воспитания в ДОУ: Детство
В последнее время широкое
В отличие от других программ воспитания
в ней нравственное развитие ребенка
и формирование гуманных отношений
с другими детьми является одной
из центральных задач. Девиз программы:
«Чувствовать-Познавать-
Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.
Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе воспитания «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.
Приложение 6
Программы воспитания в ДОУ: Дружные ребята
Во многих детских садах широко используется программа воспитания «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа воспитания в ДОУ в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
Приложение 7
Программы воспитания в ДОУ: Истоки
В настоящее время в ДОУ активно внедряется базисная программа воспитания нового типа "Истоки". Целью программы воспитания является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является "главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания". Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике. Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны - в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.). Следует отметить, что авторы программы воспитания "Истоки" многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.
Приложение 8
Программы воспитания в ДОУ: выводы
Можно отметить, что в большинстве
рассмотренных программ воспитания
наблюдается существенное расхождение
между целями нравственного воспитания
и методами их практической реализации.
При сравнении задач и методов
их решения обнаруживается, что, несмотря
на многообразие и новизну целей
инновационных программ, многие из
них привлекают старые средства, которые
использовались еще в типовой
программе. Несмотря на то, что главной
задачей воспитания в большинстве
программ воспитания в ДОУ является
развитие нравственных чувств и гуманных
отношений между детьми, основными
методами во всех программах остаются,
с одной стороны, формирование коммуникативных
навыков, с другой - правильных оценок
и моральных суждений. Предполагается,
что и формирование навыков поведения
и знание нравственных норм является
залогом нравственного
Формирование коммуникативных навыков и "нравственных привычек" предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой - через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.