Прогулка как средство активного социально-личностного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:02, творческая работа

Описание работы

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Файлы: 1 файл

Для светы.docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КИРОВСКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 15 Г.КИРОВСКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГУЛКА КАК  СРЕДСТВО АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Федорович  Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кировск

2013год

 

Прогулка как средство активного социально-личностного развития ребенка.

Социально-личностное развитие процесс и результат  двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.

Основные структуры  личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

  Социально-личностное развитие включает в себя несколько направлений работы и реализуется через образовательные области: «Чтение детям художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Труд»,  «Безопасность», «Здоровье».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре,  как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В режиме дня нашей группы две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время проведения прогулок я реализую задачи социально-личностного развития:

-развивать у детей  доброжелательное отношение к  близким людям; 

-пробуждать эмоциональную  отзывчивость на состояние близких  людей, сверстников, героев сказок  и др.;

-помогать осваивать способы  взаимодействия со взрослыми  и сверстниками в игре, в повседневном  общении; 

- приучать к выполнению элементарных правил поведения;

- развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач  необходимо тщательное перспективное  планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки учитываю множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое. Для этого разработала картотеку прогулок на все времена года.

Структуру прогулки условно можно представить следующим  образом:

  • наблюдение, рассматривание;
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • организация свободной деятельности детей;
  • индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);
  • работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок

  • Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
  • Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.
  • Прогулка – экскурсия - поход.
  • Спортивные эстафеты.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Планирую наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает  пытливость, любознательность. Стараюсь поддерживать интерес детей к приметам времени года, задаю вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляем последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке периодически обращаю внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использую художественное слово на определенную тему при наблюдениях и рассматривании, что помогает усилить впечатления детей. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, обращаю внимание на облака, их форму, цвет, прошу сравнить их с известными детям образами. Организую и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Трудовая деятельность

Во время прогулки уделяю внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать  от них определенных усилий. Слежу, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Детей привлекаю  к сбору осенних листьев для  гербария и украшения групповой  комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и веранде. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке уделяю эмоциональному отношению к делу. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно  создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким  способом. Детей второй младшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую, для разнообразия предлагаю детям отгадать загадки.

Игры

Ведущее место на прогулке отводится  играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные  качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру провожу в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаю прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организую малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии провожу также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок широко использую бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, В теплую погоду провожу игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых  расширяются знания и представления  детей об окружающем. Даю детям кубики, лото, поощряю игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Помогаю развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время организации  детских игр на прогулке создаю возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогаю осознать необходимость людей друг в друге. Для этого поощряю совместные игры детей, организовываю их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и с взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Способствую развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Совместная деятельность

Способствуя развитию у детей социальных навыков, помогаю им осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Знакомлю детей с элементарными правилами безопасного поведения на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Особое внимание уделяю пассивным и малоподвижным детям. Помогаю им влиться в общую игру: беру за руку, подбадриваю, предлагаю вместе выполнить игровые действия. Такое внимание, чуткое отношение, своевременная поддержка вселяют в ребенка уверенность, помогают быстрее стать активным участником общих дел, открыть для себя прелесть свободных движений, радость общения со сверстниками.

Нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей  является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. На информационных стендах размещаю консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?».

Провожу совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, и т.д.  Уже в ноябре с родителями провели консультацию по подготовке к созданию условий на участках для прогулок в зимний период, такие как: “Двигательная активность детей во время прогулки”, “Создание зимний сказки на участке”. Приглашаю родителей принять участие в создании снежных построек для детей, оформлении участком, расчистке территории, приобретению и изготовлению выносного материала.

Семейные проекты  помогают ребѐнку получить представления  о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашей группе в  положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

 


Информация о работе Прогулка как средство активного социально-личностного развития ребенка