Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 11:22, контрольная работа
Просветительские реформы Петра 1 (1 четверть XVIII века). Создание сети государственных школ.
Период царствования Петра I - это период просветительских реформ. В это период были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
Семинар №6
Тема. Просвещение и школа в России в XVIII веке.
Период царствования Петра I - это период просветительских реформ. В это период были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела. Тогда в 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых — горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.
В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.
Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.
При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.
В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.
В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.
М и х а и л В а с и л ь е в и ч Л о м о н о с о в (1711-1765), первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель.
Сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.
В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году — профессором химии, а в дальнейшем — академиком.
Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы — закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.
Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, все-
мерно добивался организации в России бессословной школы.
Идея создания университета была воплощена в проекте написанным М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”.
В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.
Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.
Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году — «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло
свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории.
Ломоносов принял активное участие в создании Московского университета.
Велика заслуга М. В. Ломоносова в создании Московского университета и университетской гимназии, оставивших глубокий след в истории развития науки, просвещения и культуры в России.
Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи Ломоносова много занимались вопросами воспитания. Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам.
Мероприятия государства в
области экономики, политики и культуры,
осуществленные в XVIII веке, способствовали
возвышению дворянства. Дворянство превращается
в правящее сословие, оно пользуется большими
привилегиями. Для дворян начиная с 1731
года создаются особые военные школы - кадетские
корпуса, в которых
дворянских детей готовили к военной
службе в офицерских чинах.
Первая закрытая сословно-дворянская
школа - Сухопутный шляхетский корпус
- была открыта в 1731 году в Петербурге.
По его образцу строились все кадетские
корпуса. В этих школах наряду со специальной
военной подготовкой дети дворян получали
широкое общее образование и «светское»
воспитание.
В кадетском корпусе было четыре
класса. В каждом из них обучение продолжалось
от двух до четырех лет. Общий срок обучения
составлял в среднем 10-12 лет. Счет классам
велся в обратном порядке, т. е. первый
класс считался четвертым, а выпускной
- первым.
В первых двух классах (четвертом
и третьем) изучались общеобразовательные
предметы: словесность, математика, история
и география, а в старших классах - специальные.
Кроме того, в корпусе уделялось большое
внимание верховой езде, фехтованию, танцам
и музыке, выработке у дворянских детей
хороших манер, умения вести себя в «высшем
обществе», в «свете».
Определение будущей профессии
производилось не в принудительном порядке,
как это имело место в государственных
школах, открытых при Петре I, а в зависимости
от склонностей и желаний самих воспитанников,
которые могли специализироваться в области
гражданской или военной службы.
Создавая для своих детей закрытые
учебные заведения, дворяне использовали
достижения современной педагогики. Обращалось
большое внимание на физическое и эстетическое
воспитание учащихся, применялись гуманные
методы обучения. При кадетском корпусе
имелись хорошо составленная библиотека,
свой театр, среди учащихся было широко
развито стихотворное творчество, ими
издавался журнал, проводились вечера,
различные увеселения, прогулки и т. п.
В связи с усилением сословно-дворянской
политики образование в этих школах приобретает
к середине XVIII века ярко выраженный сословный
характер.
Еще одной формой образования были частные пансионы, действующие в основном в Москве и Петербурге. Организаторами их были преимущественно иностранцы, а пансионерами – дети средней состоятельности дворян. Наряду с несколькими пансионами, созданными образованными людьми и располагавшими хорошо подготовленными учителями, большинство частных пансионов принадлежали людям крайне низкого уровня образования и культуры. Многие из них плохо знали русский язык, имели весьма слабое представление о русской истории, литературе, искусстве и науке.
Ученики пансиона еще не знали французского языка, и учитель француз заставлял их переписывать по нескольку страниц из французского словаря, а когда они это выполняли, то приказывал выучить наизусть.
В большинстве случаев частные пансионы ограничивались тем, глее обучали пансионеров французскому языку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию.
В сиротские институты (Гатчинский и Московский) принимали только сирот из дворянских семей с 10-12 лет, готовили домашних учителей. Позднее они получили юридическое направление, готовили канцелярских чиновников.
Несмотря на то, что Пётр I издал несколько указов об устройстве домов "для зазорных младенцев" (незаконно рожденных детей) при церквах и о содержании их при женских монастырях, но преемники его не обращали на этот предмет особого внимания. Лишь Екатерина II учредила в Москве Воспитательный дом (манифестом от 1 сентября 1763 г.). Основные начала этого учреждения состояли в следующем. Всякий мог принести в дом младенца в любое время, не объясняя ничего, а только заявив, крещён ли младенец, или нет. Ребёнка сдавали на руки кормилице или няньке, а через два года переводили в особый разряд, где дети обоего пола пребывали вместе. С семи лет их разделяли и начинали обучать чтению, письму, основам веры, а также лёгким ручным работам. С 14-15 лет воспитанников обучали ремёслам, смотря по наклонностям каждого. Через 4-5 лет они могли вступать в брак и, пользуясь года три или четыре помещением в доме, работать на себя; при увольнении из дома они получали полное обмундирование и права вольных людей. При воспитании телесные наказания строго воспрещались, “дабы юношество не приобучить к суровости”. Грамоте и ремёслам надлежало обучать и лиц женского пола.
Смольный институт был основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.
Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в возрасте 18 лет. В программу входило обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства. Затем срок обучения был сокращён до 9 лет (с 9-летнего возраста).
Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван И в а н о в и ч Б е ц к о й, который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера.
В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.
И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.
Информация о работе Просвещение и школа в России в XVIII веке