Психоанализ в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей задачей современной психологии является обеспечение гармоничного развития ребенка. В этой связи встает вопрос об организации психопрофилактической работы, как с отдельными категориями детей, так и на уровне образовательной среды в целом (В.Э.Пахальян; 2006; Е.И.Рогов, 1995; В.И.Слободчи ков, 1999). Однако, несмотря на то, что в последние десятилетия в образовательных учреждениях России активно развивается инфраструктура поддержки ребенка, помощь в гармонизации процесса социально-эмоционального развития остается недостаточно обеспеченной

Файлы: 1 файл

Психоанализ в образовании.docx

— 17.81 Кб (Скачать файл)

Психоанализ в образовании.

Важнейшей задачей современной психологии является обеспечение гармоничного развития ребенка. В этой связи встает вопрос об организации психопрофилактической работы, как с отдельными категориями детей, так и на уровне образовательной среды в целом (В.Э.Пахальян; 2006; Е.И.Рогов, 1995; В.И.Слободчи ков, 1999). Однако, несмотря на то, что в последние десятилетия в образовательных учреждениях России активно развивается инфраструктура поддержки ребенка, помощь в гармонизации процесса социально-эмоционального развития остается недостаточно обеспеченной. Термин «социально-эмоциональное» развитие очерчивает область личностного развития, которая связана со способностями ребенка общаться и чувствовать, и  которая должна расширяться и углубляться по мере развития. Искажения социально-эмоционального развития могут приводить к нарушениям процесса социализации ребенка и подростка, к нарушениям в учебной и коммуникативной деятельности, а также к нарушениям состояния его здоровья.

Развитие в психоанализе работы с детьми привело к формированию направления, которое получило название «детский психоанализ (child psychoanalysis). Его основоположниками признаны А. Фрейд, М.Кляйн и Д.Винникотт (L.Rodriques de la Sierra, 2004). Инструментом познания психических особенностей ребенка, как и в психоанализе взрослого пациента, является субъективность самого психоаналитика. Однако, по моему мнению, в работе с ребенком психоаналитик сможет погрузиться в свои аффективные отклики меньше, чем в работе с взрослыми пациентами. Его рациональные отклики будут иметь большое значение не только на начальном этапе работы, как в психоанализе взрослых, но и в течение всего процесса психоанализа.

Развитие детского психоанализа усилило интерес не только к детской патологии, но и к нормальному развитию ребенка. Сравнение методов изучения развития в психоанализе и в психологии развития, как в областях, имеющих одинаковый предмет изучения и сходный временной период возникновения, показывает, что эти методы сопоставимы: для получения информации о детском развитии и детский психоанализ, и академическая детская психология используют как метод наблюдения, так и психодиагностическую методологию. Однако удельный вес использования этих методов, и сущность исследовательской методологии в обоих подходах различны. В психологии развития более весома роль экспериментов, чем наблюдений. Специфически психоаналитическим методом изучения развития остаётся метод наблюдения за ребенком в процессе прохождения им психоанализа и в естественных условиях. В наблюдениях, проводимых в рамках академической психологии, предпочтение отдается «объективной» регистрации фактов поведения ребенка. В психоаналитической технике наблюдений активно используются все субъективные отклики наблюдателя.

На уровне общих положений о развитии детский психоанализ разделяет с отечественной психологией такие идеи, как 1) единство психической жизни человека, её несводимость к отдельным функциям и элементам, 2) признание многофакторности развития, 3) признание важности конституциональных, и социальных факторов в психическом развитии ребенка, 4) признание важности субъективного мира ребенка в формировании индивидуально-психологических качеств; 5) признание гетерохронности и неравномерности процесса развития. В то же время подход детского психоанализа к рассмотрению психики имеет и свою специфику. Это: 1) учёт бессознательного уровня психики; 2) рассмотрение динамики внутриличностных сил (Ид, Эго, Суперэго) и понимание внутреннего конфликта и как движущей силы развития, и как силы, способной привести к искажениям психического развития; 3) рассмотрение психических актов как символических.

Таким образом, существуют как области сходства, так и области отличия в понимании развития психоанализом и отечественной психологией развития, что, в целом, создает возможности для интеграции детского психоанализа в отечественную детскую психологию. В качестве центрального понятия, объединяющего психоаналитический подход к личности ребенка и отечественную психологию развития, я выделяю понятие «субъективного мира личности».

Учет субъективного мира личности должен лежать в основе психологической работы с индивидуальными эмоциональными реакциями, направленной на содействие гармоничному личностному развитию детей и подростков. Такие важные черты психоаналитической теории развития, как рассмотрение процесса формирования социально-эмоциональной сферы личности на протяжении всего периода детства в едином теоретическом ключе, а также её неразрывная связь с практической деятельностью, позволяют считать, что психоаналитическое понимание детского развития может служить теоретическим основанием для сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков в течение всего периода онтогенеза. Модель сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков, с использованием психоаналитического подхода, должна быть построена как на принципах отечественной психологической школы, так и на психоаналитических принципах, и включать в себя работу, как с объективными, так и с субъективными аспектами личностного развития. Цель сопровождения социально-эмоционального развития - предотвратить возникновение личностных нарушений или остановок в личностном развитии, содействовать детям и подросткам в разрешении их внутренних конфликтов и возобновлении личностного роста. Для достижения поставленной цели задачами сопровождения социально-эмоционального развития будут являться: как можно более раннее выявление проблем эмоционального плана, определение их объективных и субъективных причин и дальнейшая психокоррекционная работа, направленная на нивелирование негативных эмоций детей и на перевод бессознательного материала на уровень сознания. Если бессознательную коммуникацию ребенка смогут понять и отразить значимым и приемлемым путем, то все, что ранее «имело дело» исключительно с вытеснением, может начать входить в поле сознания и стать предметом сознательного контроля и адаптации.

Что касается моей точки зрения, то я считаю, что задачей психоанализа является помочь детям  быть собой, индивидуальностью, а не маской, не копией, не воплощением чьих-то желаний и фантазий. Быть собой и расти дальше, развиваться, открывать в себе новое.

Подводя итог, хочу сказать, что психоанализ – трудный процесс, требующий терпения, времени и сильной мотивации к изменению, но упорство будет вознаграждено сторицей, так как успех в анализе приводит к улучшениям во всех сферах жизни – в учебе, в творчестве и дружбе.


Информация о работе Психоанализ в образовании