Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:39, контрольная работа
В отечественной литературе психофизиология представлена как междисциплинарное направление исследований мозговых механизмов субъективных процессов и состояний (восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи, сознания и др.). Психофизиологические исследования – исследования нейронных механизмов ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарных отношений; диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.
Функциональное состояние – фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность человека.
Психическое функциональное состояние (ПФС) – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Различные неблагоприятные состояния, возникающие в процессе труда (утомление, монотония и др.), существенным образом снижают успешность и качество выполнения трудовых заданий, повышают психофизиологическую «цену» деятельности.
В структуре ПФС выделяют четыре уровня:
физиологический– включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения физиологических функций;
психофизиологический– вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах;
психологический– изменения психических функций и настроения человека;
социально-психологический– характеристики поведения, деятельности и отношения человека.
Типичными неблагоприятными состояниями в профессиональной деятельности являются: утомление, монотония и напряженность.
Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.
Показателями состояния утомления являются:
1,чувство слабосилия – человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает;
2,расстройства внимания – внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;
3,расстройства в сенсорной области;
4,нарушения в моторной сфере – замедление или беспорядочная торопливость движений, ослабление их точности и координированности;
5,дефекты памяти и мышления (относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа);
6,ослабление воли;
7,сонливость.
Перечисленные показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от индивидуальных особенностей работающего, обстоятельств протекания и качества выполняемой работы; особенностей трудового режима и т.д.
Монотония – состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций.
Состояние монотонии сходно с состоянием утомления, т.к. они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Их различие состоит в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.
Подверженность монотониизависит от индивидуальных особенностей:
-экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная;
-если в работе встречаются
неизбежные однообразные
-устойчивость к монотонии определяется инертностью нервных процессов.
Напряженность – состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. На физиологическом уровне напряженность характеризуется изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц и т.д. На психологическом уровне проявляется в изменении эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появлении импульсивных действий и т.д. Различают следующие степени выраженности напряженности:
-незначительная, быстро исчезающая, без особого влияния на процесс деятельности;
-длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе профессиональной деятельности, устранимая с помощью специально организованного обучения;
-выраженная, появившаяся только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию;
-длительная, резко выраженная,
практически не устранимая и
обосновывающая необходимость
В зависимости от индивидуальных особенностей человека существуют следующие основные формы поведения в экстремальных условиях:
-тормозной тип эмоционального поведения – характеризуется полной заторможенностью действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций;
-агрессивно-бесконтрольный тип поведения – аффективные срывы деятельности, в результате чего человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий;
-прогрессивный тип поведения
– при наличии надлежащей
Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях:
-научно обоснованный
профессиональный
-воспитание эмоционально-
-создание наиболее
Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем:
-создания системы обеспечения
профессиональной пригодности
-разработки эргономических
рекомендаций по
-обоснования и использования
методов и средств
Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Классификация приемов управления функциональным состоянием
Формы воздействия |
Средства и методы |
Организационные |
индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания; |
Психологические |
психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка; |
Физиолого-гигиенические и электрофизиологические |
– рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи; – дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и др.), закаливание организма; – электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением; |
Фармакологические |
– стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные(успокаивающие) препараты; |
Физические |
– общая и специальная физическая подготовка, спорт; – активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка и т.п.; – массаж, душ, ванны, сауна. |
Информация о работе Психофизиологическое функциональное состояние