Психофизиологическое функциональное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

В отечественной литературе психофизиология представлена как междисциплинарное направление исследований мозговых механизмов субъективных процессов и состояний (восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления, речи, сознания и др.). Психофизиологические исследования – исследования нейронных механизмов ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарных отношений; диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и др.

Файлы: 1 файл

психофиз.деят..docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

Функциональное состояние – фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность человека.

Психическое функциональное состояние (ПФС) – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени. Различные неблагоприятные состояния, возникающие в процессе труда (утомление, монотония и др.), существенным образом снижают успешность и качество выполнения трудовых заданий, повышают психофизиологическую «цену» деятельности.

В структуре ПФС выделяют четыре уровня:

физиологический– включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения физиологических функций;

психофизиологический– вегетативные реакции, изменения в психомоторных и сенсорных процессах;

психологический– изменения психических функций и настроения человека;

социально-психологический– характеристики поведения, деятельности и отношения человека.

Типичными неблагоприятными состояниями в профессиональной деятельности являются: утомление, монотония и напряженность.

Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.

Показателями состояния утомления являются:

1,чувство слабосилия – человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает;

2,расстройства  внимания – внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3,расстройства  в сенсорной области;

4,нарушения в  моторной сфере – замедление или беспорядочная торопливость движений, ослабление их точности и координированности;

5,дефекты памяти  и мышления (относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа);

6,ослабление воли;

7,сонливость.

Перечисленные показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от индивидуальных особенностей работающего, обстоятельств протекания и качества выполняемой работы; особенностей трудового режима и т.д.

Монотония – состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д. Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций.

Состояние монотонии сходно с состоянием утомления, т.к. они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Их различие состоит в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Подверженность монотониизависит от индивидуальных особенностей:

-экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная;

-если в работе встречаются  неизбежные однообразные движения  или действия, то умственно развитый  человек переживает чувство монотонности  в меньшей степени, так как  отдает себе отчет в необходимости  этих действий для выполнения  трудового задания и может  лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное;

-устойчивость к монотонии определяется инертностью нервных процессов.

Напряженность – состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. На физиологическом уровне напряженность характеризуется изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц и т.д. На психологическом уровне проявляется в изменении эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появлении импульсивных действий и т.д. Различают следующие степени выраженности напряженности:

-незначительная, быстро  исчезающая, без особого влияния  на процесс деятельности;

-длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе профессиональной деятельности, устранимая с помощью специально организованного обучения;

-выраженная, появившаяся только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию;

-длительная, резко выраженная, практически не устранимая и  обосновывающая необходимость отстранения  от травмирующей деятельности.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека существуют следующие основные формы поведения в экстремальных условиях:

-тормозной тип эмоционального поведения – характеризуется полной заторможенностью действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций;

-агрессивно-бесконтрольный  тип поведения – аффективные срывы деятельности, в результате чего человек начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий;

 

-прогрессивный тип поведения  – при наличии надлежащей мотивации, в экстремальных условиях демонстрируется  значительное улучшение показателей  деятельности.

Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях:

-научно обоснованный  профессиональный психологический  отбор;

-воспитание эмоционально-волевых  и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не  только подавлять эмоции, но и  управлять ими, преобразуя их  в источник силы и энергии;

-создание наиболее благоприятного  психологического климата и оптимизация  условий работы.

Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требует создания условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне. Сохранение (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных состояний возможно путем:

-создания системы обеспечения  профессиональной пригодности специалистов;

-разработки эргономических  рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы  «человек – машина – среда»;

-обоснования и использования  методов и средств непосредственного  воздействия на конкретного специалиста.

Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация приемов управления функциональным состоянием

Формы воздействия

Средства и методы

Организационные

индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания;

Психологические  

психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка;  

Физиолого-гигиенические и электрофизиологические  

– рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазером) на биологически активные точки и зоны кожи; – дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и др.), закаливание организма; – электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением;  

Фармакологические  

– стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные(успокаивающие) препараты;  

Физические

– общая и специальная физическая подготовка, спорт; – активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка и т.п.; – массаж, душ, ванны, сауна.


 

 


Информация о работе Психофизиологическое функциональное состояние